EVA 2003 Москва

Государственная Третьяковская галерея
1-5 декабря 2003

2003
Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English

О Центре ПИК

История конференций EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 РФФИ

 Британский Совет


О необходимости построения информационной политики в сфере культуры


Перевалов Валерий Викторович

Тезисы:

О необходимости построения информационной политики в сфере культуры



Валерий Перевалов,



заместитель главного редактора интернет-сайта СПС.ру,



редактор интернет-сайта Дума.СПС.ру,



аспирант факультета журналистики МГУ



Наличие проблемы непродуктивной, асоциальной и даже антисоциальной деятельности СМИ признается всем цивилизованным обществом. Другое дело, что запретами, пусть даже и законодательными, журналистику вдруг и сразу невозможно сделать "полезной обществу".



Наиболее наглядно данная проблема проявляется при анализе публикаций в российских СМИ материалов на темы культуры. В том числе об этом свидетельствует анализ содержания Рунета. В марте 2001 года был начат эксперимент по отслеживанию контент-процессов с помощью поисковой системы Rambler. Выяснилось, что если "культурная составляющая" и выросла почти в шесть раз, то число порнографических сайтов за это же время выросло в 18 раз, а число заключенных в них документов увеличилось взрывным образом!



По категории "культура" найдено в марте 2001 года 17 тыс. 865 сайтов (316 тысяч 935 документов), по категории "художественная культура" тогда же было найдено 5 тысяч 677 сайтов (39 тысяч 536 документов), а по категории "порно и секс" 2 тысячи 200 сайтов (6 тысяч 209 документов). В феврале 2003 года по категории "культура" найдено 78 тысяч 324 сайта (3 млн 6 тысяч 542 документа), по категории "художественная культура" – 23 тысячи 718 сайтов (336 тысяч 225 документов, а вот по категории "порно и секс" – 36 тысяч 762 сайта (968 тысяч 119 документов).



Анализ же наполнения сайтов и их посещаемости приводит к еще более неутешительным выводам. Так, самым посещаемым сайтом в категории "культура" стал сайт газеты "Утро" с материалом "Парик для лобка" (его просмотрело в дни проведения подсчета более пяти тысяч человек). В то же время посещаемость специально созданных и финансируемых Минпечати РФ и Минкультуры РФ сайтов "Культура" и Культура России" находится на уровне 80-85 человек в день.



При этом анализ содержания публикаций на темы культуры в массовых печатных изданиях также показывает, что говорить о сколько-нибудь адекватной реализации культуроформирующих функций не приходится. В значительной части СМИ просто нет журналистов, способных профессионально создавать журналистские материалы на темы культуры. Информационная политика многих СМИ основывается на стремлении во что бы то ни стало обеспечить "тираж". А, как известно, размещение на обложке красотки с голой грудью автоматически повышает тираж в два-три раза.



И это еще не самое страшное.



Гораздо опаснее тот факт, что неумелое, некомпетентное освещение, например, проблемы межкультурного диалога и взаимодействия уже приводит к тому, что российскому обществу все сильнее и сильнее навязывается парадигма: "мусульманин - враг, мусульманство - религия террористов".



Как это ни странно звучит, но ни на одном из указанных "культурных" сайтов нет ссылок ни на один из обнаруженных в Rambler 960 сайтов, посвященных различным аспектам ислама, зато "Кавказ-центр" занимает первые строки рейтингов.



В данной ситуации невозможно не прийти к выводу, что для российской журналистики необходима критериально выверенная, обоснованная как с точки зрения соответствия нормам права, так и с точки зрения перспектив развития современной цивилизации информационная политика в сфере культуры.



Очевидно, что основной целью такой политики должно стать создание в российском обществе условий для полноценной деятельности российской журналистикой совместно с институтами гражданского общества и государства в сфере культуры.



В итоге в российском обществе должна быть создана духовная атмосфера, способствующая формированию как у всего общества, так и у каждого россиянина активной социальной позиции и стремления к полному использованию всех имеющихся возможностей саморазвития и самореализации, открывающихся в настоящее время.



В своей практической реализации данная политика должна опираться на основополагающие принципы и требования свободной журналистики. Эти требования зафиксированы в Конституции РФ, в законе "О средствах массовой информации" и в других российских и признаваемых на территории России международных законодательных и нормативно-правовых актах: Хартии прав человека и Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларации ЮНЕСКО от 28 ноября 1978 г., Европейской конвенции о трансграничном телевидении (Страсбург, 1989 г.), резолюции Совета Европы "Об отношениях парламентов государств со СМИ" N 820 (1984 г.), Декларации Совета Европы о СМИ и правах человека и многих других документов.



Другое дело, что анализ различных концепций ныне существующих в России информационных политик со всей очевидностью показывает, что они или давно устарели, или основываются на принципах, которые являются неприемлемыми для современного российского общества.



Так, например, считается, что одной из основополагающих концепций регулирования массово-информационной деятельности может стать концепция "информационной безопасности", при которой предлагается защищать не свободу массовой информации, а массовую аудиторию от СМИ.



Относительно создания нужной нам политики это означает, что российское общество должно в настоящий момент практически заново выработать принципы и нормы деятельности журналистики в сфере культуры. Причем впервые за всю историю основные цели такой деятельности не должны зависеть от текущей политической конъюнктуры. Более того, по мысли "Декларации прав культуры" Россия вправе рассматривать культуру "как базовую предпосылку и критерий выработки моделей общественных преобразований".



То есть впервые за всю историю России государство не "ведет" эту работу, а участвует в ней на равных с институтами гражданского общества.



В настоящей статье я попытался на основе имеющихся разработок предложить такую концепцию информационной политики в сфере культуры.



В целом структура мероприятий, проводимых в рамках информационной политики в сфере культуры, должна выглядеть следующим образом: в основе ее должны быть стратегические мероприятия, то есть нацеленные на долгосрочную перспективу (50-100 лет), среднесрочные, рассчитанные на 15-20 лет, и оперативные (включая и периодически повторяющиеся) со сроком реализации один-два года.



В рамках реализации стратегических задач предлагается разработать декларацию "Россия и культура постиндустриальной информационной эпохи".



При этом, на мой взгляд, в декларации необходимо закрепить следующие ключевые термины: "культура" - сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества; "высокая культура" - культура, определяющая и формирующая такой стиль мышления и деятельности человека и всего общества, при котором наиболее творчески одаренные члены общества получают возможность создавать произведения искусства, успешно выдерживающие самые строгие испытания временем, причем данные произведения могут быть созданы не только в изобразительном искусстве, литературе, архитектуре, но и в таких сферах, как инженерное искусство, искусство управления и дипломатии, военное искусство, и многих других отраслях деятельности; "субкультура" - различные аспекты культуры, определяющие стиль поведения различных социальных групп и классов с подразделением на "элитарную", "молодежную", "панк-", "рок-", "массовую", "криминальную" и многие другие виды культуры.



Кроме того, декларация должна определить отношение СМИ, государства и институтов гражданского общества к еще двум аспектам культуры, а именно: к культурному консерватизму и культурному маргинализму, поскольку с точки зрения воспитания посредством культуры человеческих моральных и этических качеств эти аспекты крайне важны и тесно взаимосвязаны.



Разработка данной декларации должна осуществляться таким органом, высочайший авторитет которого признавался бы как государством, так и институтами гражданского общества. Может быть, им может стать Совет по культуре и искусству при президенте РФ, разумеется, после того, как в его состав будут введены наиболее выдающиеся члены mass community.



Крайне важной частью стратегических мероприятий по реализации такой политики должен быть мониторинг их реализации. Практическое проведение мониторинга и разработка корректирующих мероприятий могут выполняться тем или иным независимым институтом, например Независимым институтом коммуникативистики, Национальным институтом прессы либо различными аналитическими институтами Союзов журналистов различных субъектов федерации.



Завершающим шагом в стратегических мероприятиях должна стать постоянная планомерная выработка комплекса корректирующих мероприятий: написание соответствующего раздела в ежегодном Послании президента РФ Федеральному Собранию РФ; выработка предложений Федеральному Собранию РФ по совершенствованию соответствующих разделов российского законодательства; разработка программы научных исследований в сфере взаимодействия государства, институтов гражданского общества и культуры и многое другое.



Реализация стратегических мероприятий невозможна без выполнения среднесрочных практических мер. Можно признать необходимой разработку комплексной программы "Активная адаптация России к постиндустриальной информационной гуманистической цивилизации на период до 2010-2015 годов".



Эта программа может стать основой для осуществления необходимых практических мероприятий, а именно: создания учебных программ, рекомендаций, пособий для подготовки журналистов; выявления наиболее актуальной тематики в сфере культуры для освещения ее в российских СМИ; разработки форм и методов повышения квалификации российских журналистов; разработки форм и методов материального и морального стимулирования деятельности российских журналистов и отдельных СМИ, действующих в рамках настоящей концепции, и т.д.



Наконец, в практическом виде реализовываться настоящая политика в виде тех или иных журналистских материалов должна при исполнении разного рода краткосрочных мероприятий. Необходимо в рамках действующего законодательства разработать особые стимулирующе-направляющие мероприятия для СМИ и для журналистов. Необходимо создать и затем регулярно обновлять пул журналистов и СМИ, пишущих на темы культуры.



Необходимо обеспечить процесс обмена журналистскими материалами на темы культуры в российских СМИ, а также создать систему повышения квалификации и обмена опытом журналистов, участвующих в реализации настоящей концепции, с помощью обучающих семинаров, конференций, экскурсий и так далее.



Реализация стратегических, среднесрочных и краткосрочных мероприятий в рамках комплексной информационной политики государства в сфере культуры со всей очевидностью приведет к существенному улучшению духовной атмосферы в российском обществе и даст возможность комплексного разрешения наиболее острых и актуальных проблем современной российской журналистики.


Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2003. Хостинг АртИнфо