EVA 2003 Москва

Государственная Третьяковская галерея
1-5 декабря 2003

2003
Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English

О Центре ПИК

История конференций EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 РФФИ

 Британский Совет


Интернет и ЕГЭ


Семчук Николай Николаевич
Зав. лабораторией экспериментальной ботаники
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
Тел.: (816 22) 53518
Факс: (816 22) 25005
E-mail: snn@novsu.ac.ru
http://www.novsu.ac.ru

Н.В.Курмышев, Д.Я.Постельник

Содержание :

Интернет, сайт, экзамен, подготовка, стресс, компьютер
По своей сути экзамен – это процесс определения уровня компетентности индивидуума по владению знаниями, умениями и навыками в конкретной области человеческой деятельности (наука, культура, производство). Имеется много вариантов экзаменационных испытаний. Объективный анализ позволяет сделать вывод о необходимости изменения самого отношения к экзамену и возможности трансформации его в тех случаях, когда он должен использоваться в образовательном процессе средней школы, а также для перехода от общего к специальному образованию.
Если рассматривать переводные экзамены как оценку качества работы учителей, тогда на эти испытания нужно в каждую школу, во все классы приглашать независимых экспертов.
Если доверие к учителям имеется, а экзамены все-таки проводятся для определения уровня подготовленности учащихся, то можно гарантировать, что и без экзамена учитель сможет по результатам текущего контроля, который проводился в течение учебного года, дать достаточно объективную оценку достижений ученика за каждую четверть и в целом за год. Более того, экзамен, как известно, – лотерея и любой, даже очень хороший ученик, может «споткнуться» в стрессовой ситуации. Переводные экзамены – это дополнительный, продолжительный стресс (для многих учащихся – очень сильный), по существу – ненужный.
Особая проблема – экзамены выпускные (9 и 11 классы). Здесь форма экзаменов должна быть модифицирована, с целью предоставления учащимся возможности добиваться максимально высоких результатов и, более того, стимулировать их к работе. Для этого экзамен разбивается на туры, каждый из которых включает в себя одну или несколько тем. В выпускном классе экзамены проводятся на протяжении всего года, и результаты каждого тура являются составной частью итоговой отметки. Но в данном случае учащимся предоставляется возможность также в течение всего года пересдавать экзаменационные темы любого тура с целью улучшения итоговой отметки по предмету. Результат распределенного экзамена заносится в аттестат без дополнительного испытания. Только в том случае, когда учащийся претендует на медаль, испытания по предмету или по предметам, определяющим присуждение медали, зачитываются и заносятся в аттестат по результатам ЕГЭ, которые будут являться обязательными. При этом достижение по распределенному экзамену или подтверждается, или аннулируется. Соответственно медаль выдается (в случае подтверждения на ЕГЭ) или нет, если отметка (или отметки – при нескольких экзаменах) оказываются ниже нормативных.
Введение единого государственного экзамена – большое достижение российского образования. В настоящее время институт ЕГЭ имеет много недостатков, за что подвергается справедливой критике. Что может сделать его привлекательным для школьников, абитуриентов, родителей, учителей и убедительным для приемных комиссий вузов?
1. Единый государственный экзамен должен проводиться в течение всего года без перерыва на каникулы и отпуска. Учащимся должно быть предоставлено право и возможность сдавать ЕГЭ многократно, получая каждый раз сертификат по результатам испытания.
2. Экзамен должен проводиться без посредников (экспертов), в прямом диалоге испытуемого и компьютера со следующим составом участников: экзаменующийся (экзаменующиеся), компьютер (компьютеры) в режиме on line с регистрирующим центром и организатор (государственный представитель по соблюдению правил самого процесса).
3. Тестовые задания должны иметь широкий диапазон по сложности – от обычных (в пределах школьной программы с уровнем сложности в 1,0…5,0 балла) до очень трудных (уровни 5,7…5,9 балла).
4. Учитель должен получать вознаграждение за каждую «призовую» (т. е. использующуюся для награждения выпускника медалью – 5,7; 5,8 и 5,9 балла) отметку, полученную его учениками на едином государственном экзамене и внесенную в аттестат.
В данной ситуации резко возрастает значение качества тестов, которые используются для ЕГЭ. При помощи хорошего теста можно с высокой степенью достоверности выяснить уровень подготовки практически по любому вопросу программы испытаний, кроме тех, которые связаны непосредственно с физическими возможностями и особыми способностями человека (пение, рисование, координация и скорость движения, выносливость и т. п.). В качестве примеров удачных вариантов можно привести тестовые испытания GRE, GMAT и т. п., которые проводятся в прямом диалоге испытуемого с компьютером и позволяют объективно установить уровень его компетенции. Наш опыт разработки тестов показывает, что при соответствующем финансировании вполне реально в течение одного года подготовить тестовые задания для проведения ЕГЭ по биологии в режиме диалога абитуриент – компьютер.
Допуск к сдаче ЕГЭ учащийся должен иметь как до получения аттестата, так и после этого. Сертификаты с результатами ЕГЭ следует рассматривать как приложения к аттестату о среднем образовании. Эти приложения можно заменять по мере получения более высоких результатов по ЕГЭ или прилагать новые (если ЕГЭ по какому-либо предмету раньше не был сдан). Срок действия сертификата для поступления в вуз – один год. В этих условиях появляется возможность изменения правил приема в вуз – вместо одноразовой кампании зачисление можно проводить в течение всего года. Причем выиграют в данном случае, прежде всего вузы, потому что увеличивается период времени для набора студентов, а нужный уровень подготовленности абитуриентов можно регулировать высотой планки по ЕГЭ, которую для каждой специальности устанавливает приемная комиссия. Поэтому, например, в одном и том же вузе «проходная» отметка ЕГЭ по физике для одной специальности может составлять 4,6 балла, а для другой 5,3 или 5,7 балла. Для абитуриентов (и их родителей) это также очень удобно, так как неудачная попытка (особенно первая) уже не будет восприниматься как жизненная катастрофа. Если, например, не удалось поступить в университет до сентября, то за счет дополнительной подготовки и пересдачи ЕГЭ это может получиться, скажем, в январе или марте. А затем, уже, будучи студентом, можно спокойно ждать 1 сентября и приступать к занятиям. Такая практика существует в мире достаточно давно.
Для улучшения подготовки школьников к сдаче ЕГЭ в Интернете нужно поместить тренировочную программу, используя которую абитуриенты могут познакомиться с технологией сдачи единого государственного экзамена, освоить правила работы, изучить содержание материала на разных уровнях сложности. Это позволит избежать стрессовых ситуаций в процессе сдачи самого экзамена, существенно повысить уровень подготовки школьников, что особенно важно для детей, проживающих в сельской местности. Проблема использования Интернет для подготовки учащихся к экзамену может быть в значительной степени решена еще и потому, что правительством Российской Федерации принято решение о выделении финансовых средств для компьютеризации школ.
Выбор профессии и поступление в университет – судьбоносный рубеж. Именно поэтому для большинства абитуриентов (и их родственников) ожидание вступительных экзаменов, а затем еще и сам процесс поступления превращаются, к сожалению, в продолжительное и жуткое самоистязание со всеми вытекающими отсюда последствиями для здоровья. И, прежде всего потому, что выделяется практически лишь одна попытка, а в случае неудачи повторить ее можно только через год. Актуальность данной проблемы усугубляется еще и ее масштабностью, поскольку этот процесс ежегодно охватывает несколько миллионов человек. Если появится реальная возможность оптимизировать процесс перехода к профессиональному образованию, то трудно найти обоснование для отказа от этого.


Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2003. Хостинг АртИнфо