EVA 2003 Москва

Государственная Третьяковская галерея
1-5 декабря 2003

2003
Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English

О Центре ПИК

История конференций EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 РФФИ

 Британский Совет


Интранет-сайт. Нужен ли он музею?


Калинина Людмила  Леонидовна
Зав.отделом по развитию музея
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева
Адрес: 410600 Саратов, ул. Радищева, 39
Тел.: (8452) 24-36-27
Факс: (8452) 241 209
E-mail: radmuseumart@radmuseumart.ru
http://www.radmuseumart.ru

Пролеткин Игорь Викторович, ПРЦ НИТ СГУ, Шпак Мария Евгеньевна, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Содержание :

Интернет/Интранет, как основные технологии информационной работы в музее.
Все мы, кто в той или иной мере работает с Интернетом, знакомы с различными музейными сайтами, как отечественными, так и зарубежными, работаем с поисковыми серверами и поисковыми машинами, пользуемся подпиской на новости или тематические рассылки и получаем и отправляем немалое количество писем по электронной почте в день или неделю. Именно Интернет задает нам такие возможности и такие условия. Общаться, вести целенаправленный поиск, изучать ресурсы, выставлять свои, публиковать статьи, высказывать различные точки зрения и оперативно узнавать другие, регистрироваться на конференциях и заказывать номера в гостиницах, в других городах, не сходя от своего рабочего места.
Ну почему же тогда, так прекрасно работая с чужими ресурсами, мы порой не помним и не знаем, что делается с информационными ресурсами у собственных коллег?
И с этой проблемой нам всем приходилось сталкиваться не раз. Работая во всемирной паутине, мы чувствуем себя порой как птица в полете, открывая для себя все новые и новые горизонты и возможности, но стоит нам вернуться с “небес”, в свои рабочие реалии, как благодать заканчивается.
Так почему все это?
А все потому, что в собственном доме у нас совсем другая технология и совсем другой подход к работе. Мы в наших музеях практически не пользуемся web-технологиями, свои ресурсы создаем в текстовом или табличном редакторах, не систематизируя их, практически не стараемся соединить, дублируем работу друг друга и страдаем от этого.
Нам могут возразить. Значит у Вас плохо с организаторской работой. И Вы не можете правильно организовать свою деятельность.
А нам хотелось бы сказать в ответ следующее. В наших музеях не организовано собственное информационное пространство или если оно организовано, то не профессионально. Ведь даже те музеи, которые уже имеют созданные электронные каталоги и музейные базы данных на многие тысячи единиц хранения, все равно потом задают вопрос – а что с ними дальше делать? Так как, создав такую базу данных еще не факт, что ее могут использовать по назначению все сотрудники музея. Но не только такими базами данных живет музей. Есть еще и другая повседневная информационная работа, есть масса других информационных ресурсов, которые ежедневно накапливаются или перерабатываются в музее. Но кто является их пользователями в музее и какова в них потребность – ответ вряд ли будет однозначным. И все потому, что нет общего информационного пространства. И не выстроена технология, которая помогла бы в нем ориентироваться и комфортно работать. И естественно, такое информационное пространство музея необходимо организовать.
Но для того, чтобы его организовать, нужны определенные требования:
· информационное пространство должно быть единым;
· практически все его участники должны работать по общей технологии и методологии;
· все создаваемые информационные ресурсы должны быть структурированы;
· информационные ресурсы должны быть постоянно наращиваемыми;
· для работы с информационными ресурсами должен быть единый интерфейс, который позволял бы комфортно и удобно выполнять массу функций и задач, как по индивидуальной, так и по совместной работе.
И вот здесь, мы опять приходим к тому, с чего начали. Именно для всего этого и нужна общая технология, которая не противоречила бы технологии Интернета, а только бы дополняла ее, но на корпоративном уровне конкретного музея или конкретной структуры, для организации их внутренней работы.
И такая технология есть и давно известна в мире. Это технология Интранет. При чем она практически ничем не отличается от технологии Интернет, а только продолжает ее на локальном (корпоративном) уровне.
Технологии Интернет/Интранет в корне меняют парадигму единого мирового информационного пространства - вместо некоего централизованного глобального хранилища информации мировое сообщество быстро создает и эффективно использует территориально распределенные информационные ресурсы в виде многочисленных государственных, университетских, корпоративных и даже персональных, личных баз знаний и данных. При этом пользователь компьютерной сети, отыскивающий нужные ему данные, легко сканирует информационное пространство, вне зависимости от территориального размещения информации. Практически мгновенно и единообразно он может получить как данные с сервера соседнего отдела родного предприятия, так и данные с сервера, расположенного на противоположной стороне земного шара.
Интранет и интрасети предоставляют беспрецедентные возможности повышения продуктивности работы, а также реализуют недорогой способ глобальных коммуникаций, как внутри предприятия, так и вне его. Технологии Интранет осваивают малые и большие предприятия, коммерческие фирмы, банки, правительственные организации, учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и других сфер человеческой деятельности. Осваивают их и многочисленные отдельные пользователи, а также просто граждане, открывающие для себя впечатляющие возможности коллективной работы и глобального доступа к информации.
Простота доступа к информации, ее безбумажный характер, высокая скорость обмена данными между сотрудниками предприятия, возможность для деловых оперативных коммуникаций с "внешним миром" оказывают существенное влияние, прежде всего, на методы и формы системы управления. Суть этих изменений сводится к демократизации процессов подготовки и принятия управленческих решений, более высокому уровню их аналитичности и обоснованности, повышению роли каждого сотрудника в управлении предприятием, высокой степени доступности управленческой информации, сглаживанию границ субординации и т.п.
Вот почему, в наших музеях необходим переход от клиент-серверных приложений для локальных баз данных, к организации работы по технологии Интернет/Интранет.
И поэтому данный раздел нам хотелось бы закончить следующим тезисом.
Интернет и Интранет-технологии позволяют создавать не только открытые Web-сайты и web-ресурсы музея, но и закрытые корпоративные музейные информационные системы, которые при небольших затратах могут стать хорошим инструментом работы в музее.

Интранет-сайт музея.
Да, Интернет/Интранет-технологии, безусловно, намного выигрывают перед другими, так как они едины и позволяют работать практически с любыми ресурсами. Но, одно дело открытые ресурсы, создаваемые музеем и выставляемые в сети Интернет, а другое дело корпоративные базы данных, не апробированные научные статьи, административный ресурс, эксклюзивные фотоизображения и масса другой конфиденциальной информации, которая ведется на рабочих местах, и которая так необходима для ежедневной работы музея. Как быть здесь?
И наш ответ очень прост. Она так же должна быть сорганизована и построена, как и открытая информация в сети Интернет. И для работы с ней, должны быть использованы все те же самые функции и сервисы, которые имеются в Интернет/Интранет-технологиях, но только для корпоративного пользователя.
Но, как известно, сегодня, наиболее подходящей формой организации структурированной информации в Интернете являются web-сайты или web-порталы, и именно по этой форме необходимо организовывать внутренние ресурсы организации.
Безусловно, внутренний сайт или Интранет-сайт музея, должен отвечать совсем другим целям и задачам. У него практически не будет представительских качеств, так как он направлен не во вне музея, а внутрь его. И его пользователи, и потребители - это собственные сотрудники музея.
Интранет-сайт, должен стать:
· инструментом внутренней коммуникации в музее, с помощью которого происходит информационное общение сотрудников;
· инструментом создания и хранения, с помощью которого постоянно наращиваются музейные информационные ресурсы;
· инструментом подготовки и апробации будущих открытых информационных ресурсов музея;
· и в конечном итоге - инструментом управления, с помощью которого отслеживается и регулируется вся работа с информацией.
Поэтому, обладая общей технологией своего создания с обычным web-сайтом музея, Интранет-сайт будет иметь совсем другую идеологию и естественно иную структуру, и во многом - иное содержание. Хотя многие web-странички с Интранет-сайта могут естественным образом переходить на внешний сайт музея.
Итак, идеология построения Интранет-сайта музея во многом отличается от построения обычного web-сайта, так как Интранет-сайт, в первую очередь, несет на себе не представительские функции, а является рабочим инструментом и основным механизмом для внутренней работы многих сотрудников музея, хотя технология создания этих сайтов практически не отличается друг от друга.

Построение Интранет-сайта музея.
Хорошо, убедили, скажете Вы. Но что же необходимо, для внедрения Интранет-технологий и построения Интранет-сайта в музее? Какие материальные и моральные затраты придется испытать конкретному музею?
С одной стороны эти вопросы очень не сложны, и на них можно ответить простым перечислением определенных условий и требований, а с другой стороны, для адекватного восприятия необходима перестройка мировоззрения сотрудников музея для работы в новых условиях. Причем, не только тех, кто недолго и не много работает с компьютерными технологиями, но и программистов, изначально привыкших работать с другими технологиями и порой привнесшим их в музей.
Поэтому, пока в самом музее не осознают необходимость перехода на новые технологии внутренней работы с ресурсами и создании не просто музейного информационного пространства, а именно такого пространства, которое естественным образом встроено в единое мировое информационное пространство, вряд ли в музее будет продвижение в данном направлении.
А в целом, нужно выполнить не так уж много условий.
Для построения Интранет-сайта необходимо:
- создание в музее единого информационного пространства (локальной сети с возможностью выхода с рабочих мест в сеть Интернет),
- подготовка программной оболочки Интранет-сайта с различными сервисами для корпоративной работы,
- разграничение прав доступа сотрудников к тем или иным сервисам и ресурсам Интранет-сайта,
- освоение группой разработчиков Интранет-сайта web-программирования и web-дизайна, как для его создания, так и дальнейшего сопровождения,
- перевод имеющихся информационных ресурсов в необходимые форматы,
- обучение сотрудников музея работе с Интернет/Интранет технологиями,
- постоянное наращивание и актуализация информационных ресурсов музея, построенных на основе web-технологий.

Создание Интранет-сайта Радищевского музея.
Проблема создания Интранет-сайта Радищевского музея была нами поднята летом 2001 года, во время написания концепции и программы “Музейный ресурсный центр”. Зимой 2002 года было проведено первое обследование и инвентаризация компьютерного парка музея, который к тому времени составлял уже порядка 25 рабочих мест. Весной 2002 года, после проведения VIII ежегодных Боголюбовских чтений было начато создание web-версии многочисленных публикаций и материалов этих чтений прошлых лет, которые затем легли в основу сайта “Боголюбовские чтения в Радищевском музее”. Однако, отсутствие других условий, в виде единой, локальной сети музея не дали реализовать идею создания Интранет-сайта довольно быстро. Поэтому мы пошли по пути проработки самой идеи Интранет-сайта и его будущей инфраструктуры. Для этого была проведена первичная инвентаризация имеющихся электронных информационных ресурсов музея, разработана структура Интранет-сайта и определены ее основные функциональные потребности и сервисы, создан проект схемы организации локальной сети, проведено обучение сотрудников отдела развития web-технологиям, а многочисленных сотрудников музея работе с Интернет/Интранет. Одновременно, для будущего Интранет-сайта с лета 2002 года было начата подготовка и создание различных электронных web-ресурсов. Причем из - за отсутствия Интранет-сайта они выставлялись в сети Интернет для всеобщего обозрения и использования.
В декабре 2002 года идея Интранет-сайта была доложена на Пятой Юбилейной Международной конференции EVA-2002 “Информация для всех: культура и технологии информационного общества”, проходившей в г. Москве. Данная идея вызвала интерес и одобрение наших коллег, и весной 2003 года после получения финансирования на создание локальной сети по программе “Музейный ресурсный центр” в музее было начато создание единого информационного пространства.
В итоге в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева в основу Интранет-сайта музея сегодня положены многочисленные информационные базы данных, а также те открытые web-ресурсы (сайты - Боголюбовские чтения в Радищевском музее, Новости Радищевского музея, Электронный информационный бюллетень Радищевского музея, Электронный каталог музея, сайт “Мир Мусатова” и т.д.), которые были созданы за последнее время различными сотрудниками, как отдела по развитию музея, так и других отделов, на основе web-технологий. При этом в музее были подготовлены и другие необходимые условия (см. выше), которые легли в основу построения Интранет-сайта.

Преимущества Интранет-сайта.
Ну что же, Интранет-сайт создан. И он начинает выполнять свои рабочие функции. А какие при этом возникают преимущества для музея и его сотрудников?
И здесь нам хотелось бы перечислить три основных качества, которые, безусловно, являются определяющими в данной проблеме.
1. Создание Интранет-сайта музея позволяет всем без исключения сотрудникам, от управленческого аппарата до архива и библиотеки, разговаривать и общаться на едином языке и с помощью единой информационной среды, не дублируя работу друг друга, и в тоже время, постоянно отслеживая результаты этой работы в виде тех ли иных информационных продуктов.
2. Связь Интранет-сайта с сетью Интернет, дает возможность многократно увеличивать необходимое информационное пространство и привлекать к собственной работе огромные информационные ресурсы Интернета.
3. Интранет-сайт становится хорошей отправной площадкой, для построения web-представительства музея в сети Интернет, так как созданные и сопровождаемые сотрудниками по единой технологии информационные ресурсы изначально являются необходимыми кирпичиками и блоками будущего web-представительства.

Взгляд в будущее.
Рассмотренный нами подход к построению единого информационного пространства музея и наш опыт его создания в Радищевском музее может быть положен в основу работы других музеев России по данной технологии.
Причем после создания таких музейных Интранет-сайтов есть возможность соединения их в разнообразные корпоративные системы по различным признакам – территориальным, ведомственным, профильным и так далее. То есть, со временем, Интранет-сайты музеев могут быть организованы по принципу корпоративных Интранет-порталов, которые могли бы обслуживать различных специалистов, управленцев и заинтересованных пользователей, имеющих права доступа, и предоставлять им разнообразные культурные информационные ресурсы, созданные и ведущиеся по единой технологии. И как нам представляется, за объединением Интернет и Интранет-технологий и созданных на их основе информационных ресурсов в музейной практике большое будущее и для специалистов и для наших виртуальных посетителей.


Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2003. Хостинг АртИнфо