EVA 2003 Москва

Государственная Третьяковская галерея
1-5 декабря 2003

2003
Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English

О Центре ПИК

История конференций EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 РФФИ

 Британский Совет


Использование возможностей современного компьютера для сохранения истории вычислительной техники


Смолевицкая Марина Эрнестовна
Научный сотрудник
Государственный Политехнический музей
Адрес: 101000, г. Москва, Новая пл., 3/4
Тел.: 9282138
Факс: (095) 925-12-90
E-mail: smol@polymus.ru

Содержание :

В экспозиционном пространстве, посвященном истории развития вычислительной техники, современный компьютер может использоваться:
- во-первых, для восстановления или «реанимации» отдельных экспонатов путем создания демонстрационных комплексов на их основе;
- во-вторых, для более полного раскрытия истории вычислительной техники, ее отдельных направлений, показа отсутствующих на данный момент в экспозиции вещественных, документальных и изобразительных источников;
- в-третьих, для сохранения аудио и видео информации на нескольких носителях: аудио- видеокассетах, лазерных дисках и винчестере одновременно;
- и в–четвертых для демонстрация возможностей вычислительной техники и программного обеспечения.

К сожалению, восстановить первые электронные цифровые вычислительные машины (ЭЦВМ) для демонстрации их работы практически невозможно. Однако с помощью современного компьютера можно показать функционирование отдельных устройств ЭЦВМ. В экспозиции зала ЭЦВМ был создан демонстрационный комплекс на базе графического регистрирующего устройства ЕС-7051М и персонального компьютера IBM PC AT (40 486), работающий в среде DOS.


В 80-е годы данный графопостроитель являлся устройством ввода-вывода электронных вычислительных машин Единой системы (ЕС) и работал под управлением специального блока, входящего в состав этих ЭВМ. В коллекции ЭЦВМ музея нет ни работающей ЕС ЭВМ, ни блока управления графопостроителем. В соответствие с составленным техническим заданием Д.И.Щеповалиным была разработана схема сопряжения графопостроителя с персональным компьютером, а также разработан и собран новый блок управления на основе современной технологической базы. Написанные программы управления на алгоритмическом языке «С++» и демонстрационные программы позволяют выводить на графопостроитель выбранные пользователем изображения из библиотеки, например, логотип Политехнического музея.



Первым алгоритмическим языком был ФОРТРАН (1955г.), а е го графическим приложением явился язык ГРАФОР, созданный в конце 1960-х годов для выполнения графических работ в Институте прикладной математики им. М.В.Келдыша.
Таким образом, в экспозиции зала ЭЦВМ для посетителей любых категорий мы наглядно показываем вывод информации из ЭВМ и ее фиксацию в виде чертежей различных схем, графиков и таблиц на бумаге с помощью графопостроителя ЕС-7051.

В начале 70-х годов в ЦНИИЭП жилища была создана программа системы графического отображения ALGRAF, разработанная для ЭВМ серии ЕС и позволившая автоматизировать проектирование архитектурных и градостроительных объектов. Данная программа с многочисленными позволяет представить работу архитектора при нахождении планировочных решений помещений и работу художника-конструктора при поиске вариантов сложных форм и криволинейных поверхностей. А любому посетителю немного ощутить себя в их роли.
Cледует подчеркнуть отметить, что в созданном демонстрационном комплексе на базе графопостроителя ЕС 7051 и персонального компьютера частично отражается и сохраняется история появления и развития языков программирования.
Под управлением персонального компьютера в экспозиции также работает динамический стенд логических элементов «Основные логические функции на полупроводниковых элементах». Выполненный на фабрике музея в 60-е годы, он уже не подлежал реставрации. Сейчас во время экскурсий с его помощью легко объяснить, как могут быть реализованы основные логические функции булевой алгебры на основе использования полупроводниковых элементов в ЭВМ 2-го поколения.
В дальнейшем планируется создать подобные комплексы для демонстрации работы ленточного перфоратора и фотоэлектрического устройства ввода с перфоленты FS 1501.
Таким образом, первое направление использования современных компьютеров позволяет увеличить число действующих экспонатов в экспозиции.


Одними из первых задач, решавшихся более успешно с использованием электронных вычислительных машин, были задачи небесной баллистики: реактивного движения, движения спутников, межпланетного перелета, гравитационного маневра. Для их постановки было применено второе направление использования персонального компьютера в экспозиции.

На компьютере Penntium4 можно посмотреть модели этих задач, выполненные с использованием современных технологий Macromedia Flash и Java. Можно попробовать правильно выбрать орбиту искусственного спутника Земли, запустить ракету на Марс и вернуть ее обратно, осуществить стыковку транспортного космического корабля с орбитальной станцией.
Любым категориям посетителей на этом компьютере можно демонстрировать следующие слайд-шоу, созданные автором доклада с помощью программы Power Point:
1. «Чарльз Бэббедж и его вычислительные машины»;
2. «Ада Лавлейс – первый программист в мире»;
3. «Гимн искусственному интеллекту»;
4. «Поиски вариантов в сочинении сказок»;
5. «Свойства варьированных ситуаций»;

Также с помощью данного компьютера можно прослушивать компьютерную музыку: от первых одноголосных мелодий «Уральских напевов» Рудольфа Хафизовича Зарипова, полифонических сочинений Андрея Михайловича Степанова (60-е годы ХХ века), которые были переписаны со старых магнитофонных лент и оцифрованы, до современных пьес, написанных для компьютера и обычных музыкальных инструментов, например «Диалог компьютера и виолончели», «Пение птиц».
С начала осени мы начали вести работу по «оцифровке» видеофильмов из научно-вспомогательного фонда нашей группы.
Уже оцифровано 5 фильмов и эту работу планируется продолжать.
Такое использование компьютера с его мультимедийными возможностями позволяет существенно дополнять и расширять круг тем, связанных с историей вычислительной техники, без всяких ограничений.



Связь природы, математики, вычислительной техники и изобразительного искусства можно наглядно продемонстрировать с помощью фрактальной графики
Фантастические узоры, ФРАКТАЛЫ, выполнила не обладающая воображением «бесчувственная» вычислительная машина, следуя математическому и художественному замыслу доктора технических наук, ведущего научного сотрудника ИПИ РАН П.П.Николаева.
Компьютер как бы отправляет точку в путешествие по комплексной плоскости в соответствии с некоторыми определенными правилами выполнения операций над комплексными числами и получает причудливую вязь орнамента, уходящую в бесконечную глубину. Среди разнообразия завитков, спиралей и «протуберанцев» всякий раз перед нами открывается картина изумительной красоты и появляются во много раз уменьшенные копии изначального множества Мандельброта. А в целом возникает бесконечно самовоспроизводящаяся красота, то есть фрактал.

В XXI веке все более широкое распространение находит артистическое программное обеспечение. В мае 2002г. в Москве прошел фестиваль медиа-искусства «Программное обеспечение как произведение искусства или художественные игры с софтом». Он был ориентирован на искусство, адекватное информационному обществу, на активность, художественно и теоретически осмысляющую новую реальность, которую можно оцифровать.

С помощью ПК Pentium 4, установленного в первом зале вычислительной техники можно просмотреть работы участников этого фестиваля, продемонстрировавшего глубинные свойства и качества программирования. Эти работы выполнены с использованием современного, но самого обычного, т.е. широко распространенного программного обеспечения.
Программист-художник, создающий или использующий программное обеспечение "по-другому", способен, хотя бы на время, победить коммерцию и привнести искусство в сферы, в которых его присутствие изначально не предусмотрено.


Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2003. Хостинг АртИнфо