EVA 2003 Москва

Государственная Третьяковская галерея
1-5 декабря 2003

2003
Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English

О Центре ПИК

История конференций EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 РФФИ

 Британский Совет


Создание и использование мультимедийных программно-педагогических систем в учебном процессе


Чайковская Елена Антоновна
Заведующая кафедрой мультимедийных технологий
Киевский национальный университет культуры и искусств
Адрес: Украина, Киев, 01133, ул.Щорса, 36
Тел.: (044)269-93-19
E-mail: lena@knukim.edu.ua
http://www.knukim.edu.ua

Содержание :

Создание и использование мультимедийных программно-педагогических систем в учебном процессе.
О.А.ЧАЙКОВСКАЯ, канд. пед. наук, Киевский национальный университет культуры и искусств
Одним из наиболее важных подходов к решению основных проблем современной педагогической науки и практики, а именно гуманизации всего образовательного процесса и повышения качества обучения и воспитания, является использование педагогических возможностей инновационных информационных технологий, которые имеют общепредметное значение и постепенно внедряются в практику с целью продуктивного усвоения всех учебных дисциплин.
Кафедра мультимедийных технологий Киевского национального университета культуры и искусств занимается решением проблем интеграции мультимедийных технологий в систему образования. Основные направления исследований, предусмотренные планами научной работы университета, - это проектирования инновационных методик обучения общеобразовательным и профессионально-ориентированным дисциплинам; создание учебной информационной среды, которая оказывает содействие активизации развития интеллектуальных возможностей студентов; разработка программно-педагогических продуктов.
С позиций нашего исследования, мультимедийная педагогическая технология рассматривается как интеграционная целостность программных и аппаратно-технических продуктов, с вариативной адекватностью их функционирования в учебной среде, которая создает унифицированную среду для взаимодействия процессуального и личностного аспектов продуктивного потребления, переработки, трансляции и манифестации инфознань субъектов образования. Мультимедийные технологии позволяют обеспечить одно из важнейших педагогических условий обучения – многоканальность и полимодальность восприятия информации.
Использование компьютера в учебном процессе изменяет соотношение методов, форм, средств обучения, весь методический аппарат. Это приводит к изменению объема и содержания учебного материала; введению алгоритмизации решения задач; углублению предметной сферы путем моделирования или имитации явлений и процессов с помощью диалогового взаимодействия, компрессии информации, логической и стилистической обработки; использованию инструментальных программных средств с целью развития логического, наглядно-образного мышления, а также формированию вербально-коммуникативных и практических умений; вариативности в выборе видов учебной деятельности и способов представления учебного материала; обеспечению индивидуальной и дифференцированной роботы над учебным материалом; расширению сферы самостоятельной работы с элементами исследовательской деятельности.
Развитие мультимедиатехнологий актуализировал вопрос продуктивного использования аппаратного компонента. В учебных лабораториях университета используется мультимедийний учебный комплекс MBS (Multimedia Broadcasting System), что создает динамическую образовательную среду и дает возможность обеспечить дистанционное управление процессом, наблюдать за его развитием; координировать учебную деятельность, внедрять инновационные формы и методы работы.
Мультимедийный учебный комплекс позволяет:
- в реальном времени отображать на мониторах всей группы (избранного студента) лекционный аудио- и видео материал;
- осуществлять оперативный контроль, последовательно или выборочно наблюдая за процессом обучения каждого студента; обеспечивать дистанционное управление с помощью клавиатуры и мыши компьютера преподавателя или другого студента;
- формировать группы для общей учебной деятельности с целью коррекции и контроля;
- проводить дискуссионные формы учебной работы с возможностью подключения педагога к любой микрогруппе с акцентуализацией на диалогичность в педагогическом общении.
Следует подчеркнуть, что каждый студент имеет автономный канал связи с преподавателем. Обмен информацией осуществляется путем использования микрофонов с наушниками. Все это позволяет создать атмосферу индивидуального занятия на основе творческого диалогизированного взаимодействия.
Одним из направлений научно-исследовательской работы кафедры есть разработка и внедрение мультимедийных технологий обучения в практику музыкального образования с целью более эффективного усвоения музыкальных знаний и их реализации в музыкально-творческой деятельности студентов. Изучаются рекреационно-педагогические возможности мультимедийных технологий в музыке, в частности, вопрос усовершенствования процесса интенсификации и синхронизаци форм наглядности слуховой, зрительной и моторно-тактильной, благодаря многоканальному методу и технологии мультимедиа.
Проектирование компьютерных учебных программ предусматривает междисциплинарный подход и осуществляется творческими группами психологов, педагогов и программистов на основе современной психолого-педагогической теории обучения.
В частности, специалистами университета создана мультимедийная энциклопедия “Украинские музыкальные инструменты” , содержание которой включает обзор истории становление и развития народного музыкального инструментария (кобза-бандура, лира, цимбалы, торбан, дрымба, бугай, скрипка, басоля, свирель, трембита, волынка, окарина, барабан, тарелки, бубен, тулумбас и др.), рассмотрение их конструкции, тембровых характеристик, особенностей звучания в оркестре, специфики бытования; биографические сведения о выдающихся исполнителях на народных инструментах; контрольный опрос; фильм-концерт украинского ансамбля народной музыки “Будьмо” Киевского национального университета культуры и искусств; мультимедиа-галлерею: графические, нотографические, аудио- и видеоматериалы; обзор Интернет-ресурсов, посвященных украинскому искусству.
В структуре энциклопедии можно выделить следующие модули:
кадр-заставка - начало программы, сообщает тему учебного курса. Выполнен в динамическом виде (звуковое сопровождение, анимация, видеофрагмент);
кадр-навигатор (вспомогательный информационный кадр) – инструкция по работе программы, назначение клавиш, гипертекстовые подсказки; предоставляет возможность увидеть структуру всей учебной программы с возможностью выхода на любой ее раздел;
информационный модуль – предоставление учебного материала. Текстовое объяснение предоставляется как в дикторском, так и в графическом виде. Фоном изображения являются музыкальные инструменты, элементы исторического костюма, предметы национального быта, пейзажи и т.п.. Студенты имеют возможность прослушать сольное выполнение на инструменте или его звучание в ансамбле, оркестре;
контролирующий модуль – тестирование студентов относительно полученных в ходе работы знаний.
Энциклопедия содержит перечень Интернет-ресурсов (110 ссылок), посвященных украинской культуре и искусству.
Использование в учебном процессе энциклопедии способствовало овладению необходимого объема знаний из истории создания и развития украинских народных инструментов; изучению особенностей строения каждого инструмента, его тембрального звучания, специфики использования в музыкальной практике; овладению практическими умениями и навичками владения компьютерными средствами обучение в ходе усвоения студентами музыкальных знаний. Все это предоставляет принципиально новые возможности организации и представление учебного материала и существенно влияет на педагогическую практику.
Результаты проведенных исследований доказывают, что компьютерные учебные технологии с высокой эффективностью могут функционировать на всех уровнях образования. Кафедра мультимедийных технологий сотрудничает с отделом педагогики и психологи высшей школы Института высшего образования АПН Украины над разработкой сквозной программы внедрения новых информационных технологий в системе «начальное – среднее – высшее образование». Студенты высшего учебного заведения должны овладеть профессионально-ориентированными компьютерными технологиями, уметь их использовать в дальнейшей деятельности в условиях информационного общества.


Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2003. Хостинг АртИнфо