EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


Сайт «Русский альбом» – пространство художественного эксперимента


Томсон Ольга Игоревна
Президент фонда "Русский альбом"
Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Русский альбом"
Адрес: Санкт-Путербург, ул.Декабристов, д.21
Тел.: (812) 934-76-68, 315-08-01
Факс: 812-315-08-01
E-mail: rusalbum@online.ru
http://www.russkialbum.ru

Тезисы:

Сайт «Русский альбом» – пространство художественного эксперимента.





Вот уже три года существует в сети Интернет сайт «Русский альбом» WWW.RUSSKIALBUM.RU, где представлено искусство современных художников Санкт-Петербурга второй половины ХХ века.

Изначально, при организации сайта, предполагалось, что его информационная база послужит основой при создании Центра современной культуры на базе комплекса Варшавского вокзала, который предполагалось открыть к 300-летию Санкт-Петербурга в мае 2003 года.

Сегодня очевиден тот факт, что такого центра в городе не будет еще достаточно долго и все усилия организаций, поддерживающих развитие проекта «Русский альбом» в этом направлении пока опережают время.

Хотя, с другой стороны, никакой опыт не бывает лишним и накопленные знания, предпроектные предложения, многочисленные концепции по использованию центра культуры и представлению современного искусства в нем, оказались бесконечно ценными приобретениями и служат ориентирами в выборе направлений развития деятельности фондов «Русский альбом» (Россия) и «Санкт-Петербургский арт-проект» (США).

В 2001 году на сайте открылась мультимедийная лаборатория, ставшая поводом для создания и демонстрации сетевых проектов художников из Санкт-Петербурга и Нью-Йорка.

При всей сложности взаимодействия художников из разных стран (здесь и финансовые причины, и языковой барьер, и различные технические базы), тем не менее, появилась уникальная возможность в пространстве Интернет представить художественные разработки и обменяться опытом людям, порой даже не знакомым друг с другом.

А, поэтому, на сегодняшний день «Русский альбом» представляет собой виртуальное пространство эксперимента, где помимо традиционных форм искусства, развиваются новые формы не только самого искусства, но и новые формы его представления.

Раздел энциклопедия знакомит с искусством современных художников Санкт-Петербурга ХХ века, начиная с 50-х годов. Особое внимание уделяется не только творчеству каждого художника, но и творческим объединениям, художественным группам, школам, как официально признанным, так и пока неизвестным.

На мой взгляд, кажется достаточно интересным статьи искусствоведов, описывающие десятилетние периоды художественной жизни страны, особенности развития искусства, связанные с политическими ориентирами государства. С недавнего времени появилась возможность представления на сайте мнений не только традиционного искусствоведения, но и художников, литераторов, живущих и выразительно влиявших на развитие культуры города в тот либо иной период, что вносит живую ноту в строго научное описание художественных событий.

Как правило, пользователями сайта являются студенты художественных ВУЗОВ не только нашей страны, но и Америки, Канады, Израиля, Испании, Югославии, а так же ценители современного русского искусства. Большое количество посетителей сайта выступают с предложениями о сотрудничестве и представлении искусства Петербурга в галереях, а так же в музеях современного искусства различных стран мира.

В связи с тем, что в городе отсутствуют институции сходного с музеями современного искусства статуса, а non-profit организации, подобно нашим, хотя и существующие стабильно, но, тем не менее, лишены возможности откликнуться на большое количество таких предложений. Безусловно, нами предпринимаются попытки представить искусство Санкт-Петербурга в галерейном пространстве Нью-Йорка, а так же Санкт-Петербурга и для больших перспектив такой деятельности с октября 2001 года открыта галерея в Нью-Йорке, а в январе 2003 года появится галерея в Санкт-Петербурге. И, все же, предложений гораздо больше, нежели реальных возможностей.

В отсутствии каких-либо государственных решений по вопросу создания в стране музея современного искусства, нам остается быть более изобретательными.

Организуя выставки мы стараемся зафиксировать событие не только в традиционной форме (каталоги, буклеты, приглашения), но и воспользовавшись возможностями Интернета, представить на сайте «Русский альбом» своего рода электронный отчет, создавая анимации, флеш - представления, что является достаточно интересным и производящим впечатление не только на участников события, но и посетителей сайта.

Все это представлено на сайте в категории Выставки.

Если, еще совсем недавно, мы были очарованы идеей ретроспективного показа традиционного искусства Санкт-Петербурга и в начале своей выставочной деятельности организовывали выставки такого характера, то сегодня появилась новая стратегия - представлять традиционное искусство, используя новые технические возможности.

В конце прошлого года фондом «Русский альбом», совместно с Государственным Русским музеем, в рамках выставки «Абстракция в России. ХХ век» был представлен проект «Движущиеся объекты». Он заключался в том, что современные художники, чьи работы были представлены в экспозиционном пространстве Русского Музея, на открытии выставки облачились в собственно изобретенные костюмы - объекты, материализовав художественную идею своей живописи в реальном трехмерном пространстве.

Процесс создания художественных объектов был тщательно зафиксирован с момента создания картины, последующего воплощения в эскиз костюма-объекта, до создания самого объекта с подробными комментариями каждого автора. Далее, из всего этого материала был смонтирован фильм «Движущиеся объекты» под руководством самих художников, принимающих участие в проекте. Фильм был показан в выставочном зале Мраморного дворца Русского музея, и оказался частью инсталляции, представляющей костюмы-объекты. Не говоря уже о впечатлении, произведенном на открытии выставки самими движущимися объектами в контексте выставки «Абстракция в России. ХХ век», сама идея фиксации создания художественных форм представляется достаточно интересной. Трудно даже представить, каким невероятным богатством мы сегодня бы обладали, имея возможность увидеть Казимира Малевича в процессе разработки костюмов для его нереализованного проекта «Победа над солнцем». Инсталляция «Движущиеся объекты», состоящая из работ художников и сопровождающаяся фильмом, зафиксировавшим сам процесс создания художественного произведения, заслуженно пользовалась огромным успехом у посетителей музея. Впоследствии, на сайте «Русский альбом» этот проект был представлен в электронном формате и оказался востребованным для дальнейшего экспонирования. В феврале 2003 года он будет представлен в музее современного искусства г. Балтимор (США) на фестивале, посвященном 300-летию Санкт-Петербурга.

Следующим, показанным в одной из галерей Санкт-Петербурга в начале 2002 года, стал интернациональный проект «Язык символов в пространстве искусства». Идея, на первый взгляд, достаточно проста, – изобразить на языке интернациональных символов художественное понимание пространства, бесконечности, трагичности мира и человека.

Со стороны петербургских художников были представлены живописные работы, отражающие их внутренние переживания, поддержанные дневниковыми заметками авторов, рассуждающих о категориях времени, пространства и т.д. …..

Американские художники, используя фотоизображения с работ петербургских художников ( впоследствии участвующих в выставке), переправленных в Нью-Йорк в электронном виде, создали анимацию, трансформирующую абстрактное изображение, полученное от художников в систему символов (знак бесконечности, крест и т.д.), выявив первоформу самого художественного образа, а затем возвратив ей подтверждение, найденное в реальности ( лес, вода и т.д….).

Совместный проект показал базовые различия в культурных кодах художников разных стран. Эмоциональность, вдохновенность и выплеснутые на холст переживания российских художников оказались более востребованными у российского зрителя, нежели констатация факта, подтверждающая существование категорий времени, пространства и т.д., предложенная в прочтении американских художников.

Эта выставка выявила массу интересного, но, пожалуй, главным оказался тот факт, что появилась необходимость в искусствоведах, которые смогли, хотя бы с определенной долей профессионализма, исследовать подобного рода проекты и не вдаваясь в глубокие философские изыскания, выделить главное и определить художественную ценность и уникальность происходящего.

В американской прессе появилась достаточно интересная статья об этом интернациональном проекте, петербургская же, ограничилась бесчисленным количеством анонсов, а проект так и не был, подвергнут какому бы то ни было искусствоведческому анализу.

На наш взгляд, это говорит о том, появилась необходимость в специалистах, профессионально оценивающих уже реально существующее, так называемое «другое» искусство.

Спец. курсы, появляющиеся в учебных заведениях, готовящих искусствоведов, пока мало эффективны, хотя бы в силу того, что ВУЗы технически слабо оснащены и процесс представления какого-либо выразительного сетевого проекта оказывается настолько мучительным, что заинтересовать будущих искусствоведов достаточно сложно. Препятствием, хотя и вполне преодолимым, оказывается недальновидность большинства художественных критиков и неверие в тот очевидный факт, что искусство стремительно меняется как, по сути, так и по способам представления.

Таким образом, перед нами появляется еще одна, достаточно важная потребность в поиске, подборе, обучении искусствоведов, способных увидеть и оценить нарождающиеся формы нового искусства. А, поэтому, сайт « Русский альбом» помимо уже существующих разделов, приобретет новый раздел, где будет представлены статьи ведущих западных искусствоведов по вопросам новейших тенденций современного мирового искусства.

Ольга Томсон.


Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо