EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


Электронный информационный бюллетень, как инструмент коммуникации музея


Шпак Мария Евгеньевна
Зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева
Адрес: 410600 Саратов, ул. Радищева, 39
Тел.: (8452) 241 209
Факс: (8452) 241 209
E-mail: radmuseum@renet.ru
http://www.sgu.ru/ogis/newsrad/main/main.html

Пролеткин Игорь Викторович, начальник отдела ГИС ПРЦ НИТ СГУ, 845-2-51-87-92, <
BR>

Тезисы:

Современный мир ставит перед музеями новые проблемы и предлагает новые возможности. К ним мы относим и коммуникацию музеев между собой, а также с многочисленными пользователями и средствами массовой информации. Причем эта проблема в последнее время встает все более отчетливо и для ее решения можно наметить несколько путей.
Один из них, выпуск и распространение различных электронных изданий музеев, рассказывающих о последних новостях, выставках, проектах, конференциях, семинарах, акциях и иных событиях в конкретном музее и музейном сообществе в целом.
Примеров выпуска электронных информационных бюллетеней различных организаций за последний год можно насчитать немалое количество, что говорит об актуальности и имеющемся спросе на такую форму коммуникации. В тоже время, среди музеев России эта форма только-только набирает свое распространение и как все новое имеет как положительные, так и отрицательные черты и при всей привлекательности несет под собой определенные подводные течения и подводные камни.
Именно поэтому мы решили поделиться с коллегами своим опытом, проблемами и наработками и высказать некоторые соображения по дальнейшим перспективам развития в этом направлении.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева начал выпуск электронного информационного бюллетеня музея с января 2002 года. За прошедшие восемь месяцев нами подготовлено 24 выпуска, то есть периодичность бюллетеня на данный момент составляет три раза в месяц или раз в десять дней.
Выпуску бюллетеня способствовало несколько объективных моментов.
Первое – наличие в музее необходимой компьютерной техники, прямого доступа в Интернет и своего электронного почтового адреса, а также организация структуры - отдела по развитию музея, одной из задач которого является проведение различных PR-кампаний и донесения информации о музее до широкого круга пользователей.
Второе – установление партнерских отношений между музеем и Поволжским региональным центром новых информационных технологий Саратовского госуниверситета (ПРЦ НИТ СГУ), который взял на себя труд по обучению сотрудников музея специализированным программам, а также дал возможность располагать на своих ресурсах информационные новости музея.
Немаловажное значение сыграл и субъективный фактор - некоторые сотрудники музея и центра стали партнерами в проекте “Волжский сплав” “Содружества музейных работников Поволжья”, где перед ними были разные задачи, но налаживание партнерских отношений укрепило доверие и помогло объединить возможности.
Эти факторы и обусловили начало выпуска электронного информационного бюллетеня (ИБ) музея, в котором сотрудники отдела по развитию взяли на себя сбор и обработку необходимой музейной информации, а сотрудники отдела геоинформационных систем центра, подготовку web-версии и размещение архива бюллетеня на своих Интернет-ресурсах. Кроме этого, за отделом по развитию музея была закреплена рассылка и распространение бюллетеня по многочисленным адресам музеев и иных культурных организаций и средств СМИ России. На сегодня база данных рассылки ИБ включает более 500 адресов.
Изначально было решено выпускать Web-версию бюллетеня в формате html. Данный формат дает возможность формировать как текстовый ряд сообщений, так и наполнять его разнообразными иллюстрациями, гиперссылками и, помимо проведения адресной рассылки, очень быстро выставлять как Web-странички в сети Интернет для обычных пользователей, которые приходят на сайт “Музей Волги – Саратовский регион”, где в данный момент размещен архив бюллетеня. Постоянное указание в ИБ о наличие его архива в сети Интернет, дало возможность подписчикам, которые начали получать бюллетень не с первых номеров, познакомиться с предыдущими номерами и проследить его ретроспективу.
Структура ИБ была выработана не случайно.
Первое и самое главное в нашем бюллетене это блок новостей о выставках и экспозициях, проводимых как в стенах музея, так и его филиалов. Причем подача новостей в разных номерах чередуется анонсами и подробным рассказом о выставках.
Не забыли мы и о почти 120-летней истории музея. Для этого в ИБ предусмотрена рубрика “Ретроспектива Радищевского музея”, где раз в месяц сообщается о том, что происходило в музее в это время в разные годы. Это дает возможность представить хронологию развития событий и помогает вскрыть различные исторические срезы.
Не мало места в бюллетене отводится проводимым в музее семинарам и конференциям, что позволило отразить и научную деятельность, и научные интересы.
Естественно мы подумали и о своих партнерах и друзьях, как в Саратове и области, так и в Поволжье в целом. Для этого в бюллетене организована специальная рубрика “У наших партнеров и друзей”, где музеи разных регионов Поволжья публикуют сообщения о своих выставках и иных акциях.
Отдельная рубрика бюллетеня отдана наиболее интересным событиям из музейной жизни страны, в которой мы стараемся осветить наиболее неординарные факты, которые могли бы заинтересовать не только специалистов, но и местную прессу и обычного подписчика.
С конца марта, в нашем бюллетене появилась новая рубрика, которая нашла многочисленные отклики – “Лучшие музеи Европы и мира”, где мы пытаемся ознакомить с весьма оригинальными зарубежными музеями и дать некоторый их пространственный срез.
Кроме обычных номеров, разбитых на рубрики, ежемесячно выпускаются тематические номера, в которых дается подробная информация о конкретном событии или готовящейся акции музея.
Такими за это время стали ИБ, посвященные партнерскому проекту саратовских музеев “Хочу на Волгу!”, семинару ”Современные информационные технологии в музейном деле”, Боголюбовским чтениям, ежегодно проходящем в музее в апреле месяце. Отдельный номер ИБ был представлен в виде визитной карточки Радищевского музея, где проиллюстрирована многочисленная информация о разнообразной деятельности музея за последние годы.
Надо отметить, что выпуск информационного бюллетеня и форма его подачи практически сразу была отмечена российской газетой “Культура”, которая в своем февральском номере назвала наш бюллетень “своеобразной лоцией по высококультурной и высокохудожественной части Всемирной паутины” (1).
Понятно, что за столь малый срок существования ИБ нельзя объективно судить о его перспективах развития. Однако те отзывы, замечания и предложения приходящие к нам с мест, позволяют вносить свои коррективы и чутко улавливать потребности и желания потребителей такой информации и наметить определенные пути.
Первая проблема электронного бюллетеня – его информационное содержание. Бюллетень не должен быть только обычным дайджестом той информации, которую можно найти в сети или на страницах печати. Он должен содержать и эксклюзивную информацию, касающуюся или конкретного музея, или их группы, или конкретных событий, происходивших и освещенных специалистами с мест. И в тоже время зацикливание музея только на собственной информации и не отражение информации о том, что происходит вокруг него, делает музей замкнутым и уменьшает возможность коммуникации с другими партнерами.
Вторая проблема – периодичность выпуска. Она не должна быть случайной и зависеть от проблем или желаний выпускающих. Каждый выпускаемый ИБ должен иметь четкий временной график и четкие временные рамки. В этом плане можно отметить рассылку информации портала Музеи России, которая приходит пользователям по вечерам в понедельник и каждый из подписчиков ориентируется именно на этот день.
Третья проблема – его объем и “вес”. Так как мы выпускаем именно web-версию, то естественно иллюстрации занимают в нем значительное место. И оптимизация их “веса” и количества вот тот подводный камень, с которым сталкиваются все наши пользователи. Однако, как мы считаем, эта проблема со временем, будет постепенно решена, так как и сами информационные технологии и средства связи развиваются значительными темпами и то, что в данный момент представляется очень не практичным, через год – полтора станет обычным делом.
Четвертая проблема – информационные бюллетени не должны существовать и развиваться в отрыве от других ресурсов музея. Оперативная и иная информация выходящая в бюллетене музея должна подкрепляться возмож-ностью ознакомиться и с его архивом, и с имеющимся сайтом или web-страничкой, и с электронным каталогом и так далее. Именно такой подход дает потребителю быть не только в курсе новостей и событий, которые приведены в данный момент, на “страницах” ИБ, но и более подробно и широко узнать историю и содержание музея, проследить тенденции, увидеть проблемы и возможности их решения. В идеале информационный бюллетень должен быть продолжением собственного сайта музея, но не столько представительского, месяцами или годами не пополняемого информацией, а являющегося инструментом постоянной работы музея в новом “виртуальном” пространстве, и естественно “вытекающим” из него.
Пятая и самая главная проблема – электронные информационные бюллетени должны быть своеобразными навигаторами по музейному миру и не замыкаться только на подаче новостной информации. Они должны давать возможность пользователю оперативно, с помощью системы гиперссылок, найти первоисточник информации или познакомиться с теми ресурсами и партнерами, о которых идет речь, и представить разнообразные направления “дальнейшего движения” пользователя по музейному миру.
Именно вот этот принцип, как нам кажется и делает информационный бюллетень новой и современной коммуникационной площадкой конкретного музея, открывая перед потребителем не только сам музей, но и путь в музейный мир в целом. А новый подход к использованию информационных технологий, когда Музей не ждет, а приходит к пользователю домой или в офис, информируя и искусно направляя его по этому пути, дает возможность проявить себя в этом практически любому музею, стать такой коммуникационной площадкой в конкретном городе, области, регионе и т.д.
Совмещение рассказа о собственных культурных ресурсах с оперативной и современной формой их подачи; отражение разнообразной информации о различных музеях в стране и мире с одновременной возможностью более глубокого знакомства со своим музеем, через сайт; целевое воздействие на пользователя, когда не он затрачивает время на поиск информации, а она, правильно подобранная и профессионально поданная, предлагается ему с предоставлением набора широких навигаторских возможностей и направле-ний “дальнейшего движения” по музейному миру - вот необходимые условия для возникновения новых коммуникационных связей музея со своими будущими партнерами и пользователями.
Исходя из этого, мы и выстраиваем дальнейшие перспективы развития информационного бюллетеня Радищевского музея.


C архивом информационного бюллетеня Радищевского музея Вы можете ознакомиться в сети Интернет по адресу: http://www.sgu.ru/ogis/museum/volga_museum/bl/sibr.html

Сноски:
(1) Статья “Лоция по Всемирной паутине”. Газета “Культура” № 6, от 7-13 февраля 2002 г., стр. 2.




Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо