EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


Образовательные электронные ресурсы в общеобразовательной школе – реалии и перспективы


Малых Тамара Борисовна
Директор проекта
Федерация Интернет Образования
Адрес: 115191, г. Москва, ул. Малая Тульская, 59
Тел.: 095-954-62-84
Факс: 095-755-80-00
E-mail: MalykhTB@FIO.ru
www.fio.ru

Содержание :

В сентябре 2001 г. Федерация Интернет Образования на базе своих учебных центров стартовала проект «Общественный рейтинга образовательных электронных ресурсов для средней школы».. Для реализации этого проекта ФИО обладает уникальными возможностями – в 25 центрах Интернет образования ежемесячно изучают Интернет-технологии более 2800 педагогов, представляющих все 89 регионов РФ. К 2005 г. предполагается довести число таких учебных центров до 50. В сентябре 2002 г. закончился второй этап проведения проекта рейтинга, в котором за год приняли участие более 11 000 представителей педагогического сообщества. В течение этого времени учителям, методистам и администраторам школы предлагалось познакомиться и оценить 342 Интернет-ресурса (162 на первом этапе и 180 - на втором этапе) и 115 ресурсов на локальных носителях по 12 основным учебным предметам. Итоги анкетирования выявили парадоксальные результаты и позволяют сделать вывод, что учителя легко осваивают работу с Интернет-ресурсами, но затрудняются работать с ресурсами на локальных носителях (CD-ROM) даже в условиях поддержки специалистами центров Интернет-образования ФИО. Более того, большинство педагогов не понимают, чем в принципе отличаются по своим возможностям Интернет-ресурсы и мультимедиа-ресурсы на CD-ROM (техническим параметрам, объему и виду учебного материала, методическим, коммуникативным и возможностями обновления материала, достоверности материала). Большинство участников анкетирования - слушателей ФИО (64 %), до обучения в Федерации не имели опыта работы за компьютером и в Интернете. Т.е. по итогам проекта получен масштабный срез, отражающий ситуацию в общеобразовательных заведениях РФ, куда продолжает поставляться компьютерная техника и комплекты обучающих программ. К наиболее серьезным выявленным проблемам, которые могут тормозить процесс информатизации российской общеобразовательной школы относятся:  Необходимость обучения учителей техническим навыкам работы с ресурсами на локальных носителях.  Необходимость обучения учителей практике и методике работы с ОЭР.  Отсутствие разработок для методической поддержки работы с ОЭР.  Большая дифференциация по оснащенности школ компьютерами, которая требует разных методологий работы с ОЭР.  Наблюдается отсутствие ресурсов во многих школах.  На настоящем этапе педагогические вузы не включены в программу информатизации, что приводит к слабым темпам подготовки учителей, и исключило из процесса разработки методического сопровождения основных методистов-предметников.  Не унифицированы подходы разработчиков ресурсов на локальных в дизайне, навигации, инсталляции и проч., что крайне затрудняет работу начинающих осваивать ОЭР учителей. В том числе такая ситуация наблюдается и среди комплекта поставки в сельские школы. Также можно отметить, что на текущем, начальном этапе внедрения образовательных электронных ресурсов в общеобразовательную школу, востребованы ресурсы по предметам эстетического цикла, несмотря на то, что предметы этого направления не были включены в анкеты первых двух этапов проекта рейтинга. Однако, через систему конференций учителя просили включать в анкету рейтинга ОЭР по таким предметам как МХК. Более того, этот интерес выразился в том, что одним из лидеров по литературе неожиданно стала разработка Государственной Третьяковской галереи «Золотой век русской культуры. Эпоха Александра I». Итоги рейтинга направляются в Минобразования РФ, для того наиболее востребованные ресурсы могли участвовать в тендерах на поставку в школы РФ и для того, чтобы итоги мониторинга востребованности ресурсов, связанные с потенциальными возможностями педагогов по использованию ОЭР, - были учтены разработчиками. Для уточнения причин выявленных проблем было проведено дополнительное анкетирование всех ответственных за организацию рейтинга в региональных центрах ФИО. По итогам этого дополнительного опроса специалистов в области информатизации, прошедших через интенсивное общение более чем с 11 000 педагогов выявились следующие тревожные результаты:  95 % респондентов считают, что учителя-предметники (не преподаватели информатики) испытывают трудности с инсталляцией дисков.  100 % считают, что преподаватели типовой общеобразовательной школы не могут устанавливать сетевые версии образовательных ресурсов без поддержки системного администратора.  95 % полагают, что только избранные преподаватели-предметники смогут применять в учебном процессе электронные образовательные ресурсы на CD-ROM без специального обучения методике их использования.  Среди первоочередных проблем внедрения ресурсов на локальных носителях в первую очередь называются технические проблемы навыков работы (82 %), отсутствие доступа преподавателя-предметника к компьютеру (63.5 %), а затем уже методические (32 %) и психологические (23 %) (при опросе проблемы просили разместить в порядке актуальности, а затем были просуммированы данные по первому и второму месту).  Способность большинства педагогов-предметников по встраиванию мультимедиа образовательных ресурсов на локальных носителях (СD-ROM) в школьный учебных процесс, если в учебном классе есть только 1-2 компьютера без мультимедиа-проектора оценивается следующим образом: способны - 5%, слабо представляют - 77 %, не способны - 18 %.  Предметы, по которым применение 1-2 компьютеров без мультимедиа-проектора будет наиболее эффективно для общеобразовательной школы в ближайшие несколько лет, распределяются следующим образом: информатика - 13%, физика - 13 %, география - 10 %, математика - 9 % , история- 9 %, химия - 9%, иностранный язык - 7 %, предметы эстетического цикла - 6 %? русский язык - 5 %, литература - 5 %.  Оптимальное количество часов необходимое для подготовки только начинающего использовать компьютер педагога, чтобы научить его эффективно использовать образовательные электронные ресурсы на CD-ROM и познакомить с методикой применения конкретных программ оценивается 70 % специалистами ФИО как 32 учебных часа и более. Дальнейшее развитие проекта на 2002 г. предполагает проведение опросов по уточнению выявленных проблем внедрения образовательных электронных ресурсов среди профессионалов в области информатизации. В 2003-2005 гг. предполагается усиленная работа по мониторингу восприятия и готовности учителей работать с новыми разработками, финансируемыми через конкурсы Минобразования и НФПК, а также ресурсами, которые будут называться лучшими опытными методистами-предметниками, уже успешно применяющими ИКТ в учебном процессе. Более подробно об итогах проекта, списки лидеров рейтинга и др. можно найти на сайте www.rating.fio.ru.


Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо