EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


Вузовская подготовка специалистов по электронному бизнесу и мультимедиа технологиям


Сляднева Наталья Андриановна
Декан менеджмента и социально-информационных технологий
Московский государственный университет культуры и искусств
Адрес: Россия, 141400, Москва, Химки-6, ул.Библиотечная,7
Тел.: (095) 570-5252, 570-5266
Факс: (095)570-5252
E-mail: misit@telecom.sins.ru
http://msuc.edu.ru

Содержание :



Сляднева Н.А.
Докт.пед.наук, проф., декан




Новейшие компьютерные технологии в наши дни все в большей степени трактуются как инструмент и среда делового сотрудничества. Этот социально конструктивный тезис не только констатирует реальные возможности мультимедиа, виртуального пространства и сетевых технологий, но и призван объединить заинтересованных лиц вокруг общезначимых проектов и целей. Одним из таких проектов (или целей) должна, по нашему мнению, стать задача создания системы профессиональной вузовской подготовки специалистов в области мультимедийных технологий и электронного бизнеса.
Важнейшим социальным результатом информатизации является формирование глобальной информационно-коммуникационной системы и единого информационного пространства. Единое информационное пространство можно рассматривать как величайшее «географическое открытие» новейшего времени, соизмеримое с открытием и освоением новой среды обитания и деятельностной экспансии человеческой цивилизации. Виртуальная реальность - по сути новая среда, стихия, которая вслед за сушей, водным миром, недрами, воздушным и космическим пространствами на порядки расширяет ноосферу, возможности для социального креатива. Это диктует и приоритеты в национальной политике, экономике, социокультурном развитии, образовании. Владение новыми информационными технологиями, эффективное встраивание России в глобальную информационно-коммуникационную систему является условием ее процветания, равноправного участия в мировом сообществе.
Фундаментальным следствием этого процесса является усложнение реальности. Современная нам реальность состоит из трех (условно различаемых) компонентов (планов): классической реальности (с ее традиционной информационной инфраструктурой), виртуальной сетевой реальности и зоны их взаимодействия. Эта структура реальности кардинальным образом меняет весь Универсум человеческой деятельности: по номенклатуре сфер и отраслей, технологиям и средствам, масштабам и границам. Экспансия всех сфер и направлений деятельности в виртуальную среду (бизнес процессов, науки, образования, культуры, социально-культурной деятельности, межличностных коммуникаций и т.п.) предъявляет новые требования к специалистам. Современный специалист прежде всего должен быть готовым к профессиональной деятельности во всех планах реальности.
Заметим, что еще пять лет назад система отечественного профессионального образования преимущественно производила молодых специалистов для классической реальности. Данное утверждение справедливо и для специалистов «компьютерного» профиля. Чтобы в этом убедиться, достаточно внимательно изучить номенклатуру вузовских специальностей, Государственные образовательные стандарты первого поколения (1995-96 гг. утверждения) и реестры специализаций в соответствующих Учебно-методических объединениях.
Тем временем, игнорируя штатные расписания предприятий и организаций, реестры профессий Минтруда и специальностей Минобразования, инициативные люди осваивали новые возможности виртуального полигона компьютеризированного человечества. Пока социологи, психологи и другие специалисты в штатском пугали информационными угрозами национальной безопасности, отчуждением, хакерами и утратой культурной самобытности, чуждый научных суеверий социум вполне практично и по-деловому отнесся к виртуальной реальности (с акцентом на втором понятии) как к полю для возделывания.
Современный бизнесмен, торгуя в Интернет, ведя переговоры и электронную переписку с удаленными партнерами, не мучается гамлетовским вопросом, а делает дело и деньги. В России освоение интернет-пространства различными направлениями деловой активности переживает непростую и интенсивно инновационную стадию – стадию становления. Формирование новой отрасли рыночной экономики знаменуется наряду с созданием соответствующих организационных структур (субъектов рынка – Интернет-инкубаторов, фирм, специализирующихся на Интернет-консалтинге, Web-дизайне, интернет-рекламе и т.п.) процессами профессионализации и социализации. Результатом является образование профессионального сообщества (стартового круга лидеров-инициаторов новой деятельности), создание системы профкоммуникаций (выставок, конференций и форумов, специализированных журналов, сайтов и т.п.), формирование позитивного общественного мнения (престижность услуг, потенциальная клиентская база нового бизнеса и т.п.).
Способ решения кадровой проблемы для новой отрасли на стадии ее становления – профмиграция, основанная на инициативе, поиске новых ниш для самореализации, самообразовании, реализации новых проектов, переноса на российскую почву апробированных за рубежом сценариев, интеграции старого опыта с новыми технологиями и т.п. В течение ряда лет (стартового периода новой отрасли) создается ядро профсообщества, образуются команды единомышленников, определяется их внутренняя функциональная специализация.
Наконец, на определенном этапе появляется, осмысливается и озвучивается проблема кадрового резерва, профессионального образования для утвердившейся отрасли. Далеко не случайно на РИФ-2001 в одном из докладов прозвучало утверждение-сожаление, что ни в одном из вузов России не ведется подготовка специалистов по электронному бизнесу. Это означает, что возникла потребность в системе базового образования, и сформировался социальный заказ на подготовку специалистов нового типа, в котором пересеклись интересы и возможности самых различных сторон. Это интересы общества (ожидания юношей, выбирающих профессию, очарованных позитивным имиджем новой сферы деятельности), это и возможности самого бизнеса (увеличение числа рабочих мест, разнообразие вовлеченных в эту сферу профессий, специализация деятельности фирм). В наши дни интернет - пространство означает сферу профессиональной деятельности для WEB-мастеров и WEB-дизайнеров, для менеджеров интернет-проектов, специалистов по электронному бизнесу, интернет – маркетингу, рекламе, сетевых программистов-разработчиков, интернет-провайдеров и т.д., и т.п.
В каждом из перечисленных направлений деятельности накоплен немалый опыт, прикладное и теоретическое знание. Среди фигур нового бизнеса появились лидеры, ощутившие социальную ответственность и сформулировавшие для себя лично и своих фирм в качестве корпоративных задач социальные приоритеты в формировании идеологии и системы ценностей своей сферы, в передаче знаний и эксклюзивного опыта молодым специалистам. Эти тенденции позволяют сделать вывод, что формируется Интернет-менеджмент как новое направление в менеджменте и как основа для разработки концепций вузовской подготовки кадров.
Это не могло не вызвать к жизни инициативы отдельных вузов, прогнозировавших потребность кадрового рынка.
К числу таких вузов относится факультет менеджмента и социально-информационных технологий (МИСИТ) Московского государственного университета культуры и искусств, начавший подготовку специалистов в области электронного бизнеса. Факультет МИСИТ на базе специальности «Прикладная информатика (в менеджменте)» ведет обучение будущих информатиков-менеджеров по двум специализациям: «Мультимедийные технологии и WEB-дизайн» (с 1999) и «Менеджмент электронного бизнеса» (с 2001). Данные специализации вызывают огромный интерес у абитуриентов.
Однако концепции специализированной подготовки еще не окончательно выкристаллизовались, продолжают развиваться и дорабатываться. Каким должен быть менеджер электронного бизнеса? Какие комплексы знаний, умений должен получить в вузе?
Привычная нам реальность удваивает в виртуальности свое разнообразие, воплощая в информационных двойниках подлинные отношения, вещи, деньги, идеи, самого человека. Емкость виртуального мира безгранична. В нем беспрепятственно реализуется информационная составляющая любого вида человеческой деятельности, только финальные операции с материальными, вещными объектами в той или иной мере предполагают возвращение в классическую реальность. Этот процесс можно обозначить как проекцию реального мира в виртуальный мир. Как уже говорилось, современный специалист должен владеть предметом и инструментарием своей профессии в каждом плане бытия. Для этого необходимо понимание специфики законов как классической, так и виртуальной реальностей, умение органически соединять в единую целостность всю совокупность проектов, все чаще и чаще одновременно реализуемых во всех уровнях реальности. Не будет преувеличением сказать, что специалист ХХ1 века любого профиля должен владеть философией нового информационного режима, новой технологической культурой, менеджерским знанием и собственно специализированными (отраслевыми) профессиональными знаниями и умениями.
Поэтому названными выше специализациями не исчерпывается проблема подготовки специалиста, соответствующего вызовам эпохи Интернет-технологий и виртуализации. С этой целью во всех специализациях на факультете МИСИТ разрабатываются соответствующая тематика занятий в основных курсах, а также специальные учебные дисциплины, призванные обеспечить взаимодействие базовых профессиональных знаний и интернет-технологий. В настоящее время на факультете читаются такие дисциплины, как интернет-маркетинг, интернет-аналитика, разработка интернет-проектов, электронный бизнес, информационный бизнес в Интернет, Web-технологии, проектирование сайтов, интернет-технологии в пиаре, интернет-технологии в бизнес-разведке, интернет-ресурсы, реклама в интернет, технологии создания новостных сайтов, социология виртуального пространства и др.
В настоящее время остро ощущается необходимость интеллектуальной и практической поддержки со стороны лидеров нового бизнеса. Факультет МИСИТ приглашает к сотрудничеству по трем основным направлениям – профконсалтинг (оценка, обсуждение учебных планов, программ и других учебных материалов по данным специализациям), непосредственно преподавательская деятельность (чтение курсов, проведение мастер-классов по специализации), содействие в организации производственной практики на базе профильных фирм (возможные формы – студенческие бригады, создаваемые под определенный проект, создание научно-образовательных центров вуз-фирма с возможностью раннего профотбора выпускников и целевой доводки на старших курсах и т.п.). Данные формы сотрудничества были отработаны по направлениям других специализаций факультета и оправдали себя, оказались взаимовыгодными как для вуза, так и для фирм-партнеров. Данный опыт дает нам основания надеяться на установление аналогичных контактов и с компаниями – представителями электронного бизнеса.






Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо