EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


Компьютерная программа для электронной реставрации текстовой и графической информации


Пономаренко Валентин Кузьмич
Системный аналитик
Aristos
Адрес: 03055 Киев, пр Победы 27, кв. 135
Тел.: 38 (044) 236-76-70
E-mail: sircobol@svitonline.com

Андрей Пономаренко

Содержание :

Известные и неизвестные библиотечные и архивные сокровища, которые являются уникальным наследием человечества, гибли и продолжают гибнуть в результате стихийных бедствий, в ходе военных действий и под разрушительным воздействием климата и погоды. Масштабы проблемы сохранения этой памяти человечества таковы, что они выходят за пределы возможностей ресурсов любой отдельной страны.

(Бюллетень ЮНИСИСТ «Общая программа по информатизации», т. 20, № 2, 1992 г., стр. 19)

Перед тем как рассказать о возможностях нашей программы, хотим обратить ваше внимание на цитату, вынесенную в эпиграф. За последние 10 лет, к сожалению, получено множество подтверждений тому, что общечеловеческое культурное наследие оказывается очень уязвимым не только перед разрушительным действием времени, но и перед варварством «цивилизованного» общества. Войны в Югославии, Афганистане, Африке и других регионах планеты разрушают не только материальные, но и культурные ценности.



Не остались в стороне от актов вандализма и Соединённые Штаты Америки. Дата 11 сентября 2001 года войдет в историю не только как день совершения самого чудовищного террористического акта в истории человечества, но и как событие, повлекшее за собой самые массовые страховые иски по поводу утраты произведений искусства. Только в кабинетах брокерской фирмы "Cantor Fitzgerald", арендовавшей помещения в одном из небоскребов ВТЦ, находилось 300 скульптур Родена. В залах и коридорах небоскребов были выставлены поистине бесценные деревянные барельефы, живописные и графические работы, гобелены.



По данным Би-Би-Си, уничтожены также произведения современного искусства Нью-Йорка, которые хранились в студии программы Всемирного просмотра культурного совета Манхэттена.



Около ста миллионов долларов может составить ущерб от уничтожения произведений искусств в результате терактов в США 11 сентября. В такую сумму оценивают эксперты страховой компании "Акса" объем страховых выплат по возмещению ущерба за потерю культурных ценностей, которые находились во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке и в близлежащих домах, разрушенных в результате действий террористов.



Помещения компаний, офисы которых располагались в полностью разрушенных зданиях, украшало значительное количество картин, входящих в мировую сокровищницу изобразительного искусства. Конкретная сумма ущерба и связанных с этим страховых выплат станет окончательно известна после уточнения всего количества потерянных ценностей, который находились в соседних с ВТЦ домах. История страхового бизнеса еще не сталкивалась с таким случаем, когда одновременно было бы уничтожено столько культурных ценностей.



Уже после подготовки доклада поступило, к сожалению, ещё одно подтверждение актуальности обсуждаемой темы. На этот раз беда пришла в Украину. В райцентре Чернухи Полтавской области (на родине Григория Сковороды) дотла сгорела библиотека, в которой хранились его уникальные книги. Их скрупулезно собирали многие поколения чернуховчан, начиная с 30-х годов прошлого века. В пожаре погибли 50 тыс. книг. По существу, погибла часть национальной исторической памяти нашей страны.



К сожалению, проблема терроризма – не самая большая опасность, с которой столкнулось человечество. Ему предстоит встретиться ещё с одной проблемой, несоизмеримо более тяжелой: глобальная гибель технической цивилизации вследствие исчерпания жизненно важных для неё ресурсов: топливо, сырьё для промышленности, ряд полезных ископаемых и пр. Даже краткое изложение сути «Проблемы 2033» занимает примерно 60 страниц (текст доступен в Интернет по адресу http://www.lawyer.ukrbiz.net; его можно также запросить у нас по электронной почте). В основу обзора положены факты и аналитические материалы общим объёмом более 3000 страниц, размещённые на сайте http://dieoff.org.



Для осуществления проекта «Память мира» и соответствующих национальных проектов человечеству отведен ничтожно малый срок: всего 30-40 лет. Таким образом, сохранение культурного наследия – это не обычная рутинная работа, к которой всё ещё относятся с академическим спокойствием, а процесс, требующий мобилизации специалистов и средств многих стран для энергичной и согласованной работы по спасению того, что ещё можно успеть за оставшийся срок.



Ближайшие поколения людей будут жить в условиях, когда утраченные знания не удастся воспроизвести в принципе, т. к. для этого не будет технической и технологической основы. Трудно представить себе, не хочется соглашаться, но никуда не уйти от того, что вскоре не будет спутников, радио, телефонии, телевидения, авиации, автомобилей, поездов, пароходов, фотографии, кино и многого другого, к чему мы привыкли. Не будет вычислительной техники. Исчезнет издательская индустрия. Опустеют крупные города.



Зачем же в таком случае мы разрабатываем нашу компьютерную программу электронной реставрации, если не на чём будет воспроизводить книги, рукописи, карты, чертежи, картины и прочее?



Надо создавать долгоживущие (на многие века) копии наиболее ценных текстовых и графических данных. Существенную роль в этом процессе могут сыграть компьютерные технологии. С их помощью можно улучшить качество плохо сохранившихся музейных, архивных и библиотечных материалов для последующего переноса информации на специальные пластмассы, нержавеющие металлы, композитные материалы и прочие физические носители информации.



Экспертные комиссии во всём мире должны вести согласованную работу по отбору материалов в различных областях знаний. На наш взгляд, приоритет должен быть отдан литературе, искусству, философии, а также энциклопедическим знаниям, помогающим жить людям в условиях сельской жизни, отягощённой экологическими катастрофами.











Программа “Renewer”







Программа представляет собой рабочий инструмент реставратора. Электронная копия изображения текста, картины и пр. вводится в компьютер с помощью сканера, цифрового фотоаппарата или любым иным способом и запоминается на жёстком диске. В процессе обработки производится устранение различного рода искажений, помех и повреждений, имеющихся в исходном изображении.



Работа по электронной реставрации выполняется в диалоговом режиме, который позволяет сочетать автоматизацию рутинных операций со знанием и опытом эксперта. Только человек может наилучшим образом учесть различного рода информацию, необходимую для обработки текстов и графики.



Обрабатывать можно черно-белые, полутоновые (256 уровней) и цветные изображения различной глубины цветности: 8, 16 или 24 байта на пиксел, т. е. палитра может содержать 256, 65536 или 16 777 216 цветовых полутонов соответственно. Программная поддержка реализована с учётом опыта, накопленного при эксплуатации предыдущей версии. В отличие от графических редакторов универсального назначения, «Renewer» чрезвычайно прост в освоении и работе. Инструкция по работе с ним занимает всего несколько страниц, а о качестве работы можно судить по иллюстрациям, приведенным ниже.



Более полное представление о работе программы даёт демонстрационный ролик, который можно получить через Интернет, послав запрос в наш адрес.







Технические характеристики:







Размер обрабатываемых файлов ограничивается только свободной областью памяти на жёстком диске.







Основные требования к компьютеру:







RAM 128 Mbyte;



монитор с поддержкой 24-битной палитры при разрешении 1024*768 или выше.







Операционная система: Windows 98 и старше.







Формат входных и выходных файлов: BMP.








Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо