EVA 2001 Moscow
Electronic Imaging & the Visual Arts

Государственная Третьяковская Галерея
3-8 декабря 2001

2001
Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english


О Центре ПИК

EVA 2002 Москва

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва 2000

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ


Проблема анализа компонентов документной среды.


Майстрович Татьяна Викторовна
Зав. сектором теоретико-методологических проблем НИО библиотековедения
Российская Государственная Библиотека
Адрес: 101000, Москва, ул. Воздвиженка, 3/5
Тел.: (095) 202-23-05
Факс: 290-60-62
www.rsl.ru

Тезисы:

Основными институтами хранения и организации общественного пользования документами являются библиотеки (тексты), архивы (документы в узком понимании слова) и музеи (вещественные памятники). Названные учреждения функционируют достаточно автономно по принципу дивергенции – разделения сферы ответственности и по типу документов, подлежащих хранению и ретрансляции, и по контингенту потребителей. Надо признать, что сложившаяся система до недавнего времени справлялась с задачей собирания и сохранения документов различного содержания и всех форм материального воплощения, чему содействовало профилирование библиотек, музеев и архивов по отраслям и виду носителей (киноархивы и т.д.). Хуже обстояло дело с удобствами извлечения информации, поскольку исследователям приходилось обращаться «во все инстанции» для получения комплексных и достаточно полных данных.
Рассмотренные «три кита» образуют институциональную организацию документной среды, или, по определению В. Никитина, «пространство мира хранения», но на самом деле документы имеют более сложную схему концентрации и рассредоточения в обществе. В первую очередь документная среда может быть поделена на социальную (общественную) и личную сферы. Зоны сосредоточения документов одного вида в личностной сфере образуют аналоги социальных институтов – домашние архивы, личные библиотеки, коллекции и т.д.
Надо заметить, что первоначально не только личностная, но и примитивно-социальная (племенная, родовая) документная среда была достаточно целостной и предназначалась для фиксирования и передачи из поколения в поколение значимой информации. Институализация наиболее значимой части документного массива – продукт развития общества, форм и средств закрепления знания. Но и сейчас пространство квартиры представляет собой комплексную документную среду, образованную единством всех видов документов. Еще более интересным примером мультидокументной среды являются дворянские усадьбы 18-19 веков. На их феномен обращали внимание такие ученые, как Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, но и по сей день задачи комплексного изучения усадьбы как документной среды, насколько я знаю, не ставится.
Итак, современная традиционная общественная документная среда характеризуется такими чертами, как:
1. локализация документов согласно их типам в исторически сложившихся институциональных формах;
2. образования благодаря этому информационного пространства, лишенного сущностной непрерывности и системных связей его элементов;
3. дифференциация потребителей, источников и форм удовлетворения информационных потребностей;
4. отсутствие единых методов фиксации и описания документов, позволяющих легко переходить из одной системы в другую (нет общих справочников, правил описания различных видов документов и т.д.);
5. несоответствием структур социальной институализации и личностной документной среды;
6. отсутствие общей методики изучения процессов, протекающих в единой документной среде, поскольку ее фрагменты изучаются отдельно библиотековедением, музееведением и архивоведением.
Известно, что современная документная среда формируется двумя блоками: традиционным и электронным. Причем в последнем функционируют как самостоятельные документы (существующие только в электронной форме), так и образы оригинальных документов (копии печатных изданий, изображения музейных предметов и т.д.). В сравнении с традиционной средой, электронное пространство имеет принципиальные особенности:
1. оно не разбито институционально. несмотря на то, что отдельные учреждения создают свои сайты или порталы, где выставляются те или иные коллекции документов;
2. в виртуальном пространстве при наличии очагов локализации однотипных документов присутствует их комплексное представление либо в рамках культурно-образовательных программ, либо благодаря поисковым средствам;
3. в виртуальной среде имеет место электронная конвергенция образов документов различного типа, и предпринимаются попытки унификации их описания;
4. организация документов в виртуальной среде ближе к личностному восприятию, чем к сложившимся институциональным формам.
В виртуальной среде несколько иначе выглядит и распределение обязанностей по формированию, структурированию и использованию документного массива. Здесь напрашивается интересная параллель с развитием музыкальной культуры, описанной А. Молем:
1- ый этап – человек делает свирель из камыша, что бы играть на ней свои мелодии – он одновременно и изготовитель инструмента, и автор, и исполнитель, и потребитель;
2- ой этап – в обществе какая-то часть населения начинает специализироваться на изготовлении инструментов, но автор и исполнитель музыки – одно и то же лицо;
3- ий этап возникает разделение между теми,
кто слушает и исполняет музыку (приблизительно 15-ый век);
4- ый этап – в эпоху Возрождения появляется нотная запись, которая отделяет композитора от исполнителя; с появлением оркестра раздваивается и исполнитель –дирижер и музыкант;
5- ый этап – к началу 20-ого века складывается окончательная схема классического исполнения;
6- ой этап – с появлением радио и особенно грамзаписи в цепочку включается звукооператор.
К этой схеме уже надо добавить этап 7-ой – создание электронных синтезаторов опять возвращает музыканта ко 2-ому этапу, когда он сам сочиняет, аранжирует, записывает музыку, при этом часто он же и слушатель.
По этой аналогии происходит процесс создания и освоения документного пространства. Сейчас, после длительного периода дифференциации наступает время синтеза – в виртуальном пространстве человек и потребитель и создатель документного пространства. Таким образом, большая свобода выбора и креативный элемент становятся еще одним противовесом традиционным формам работы библиотек, архивов и музеев.
Тем не менее главными субъектами деятельности и в реальном и в виртуальном информационном пространстве остаются библиотеки, архивы и музеи, поскольку они не только продолжают собирать и сохранять различные виды социальной информации в исторически существующих формах ее фиксации, но и пополняют виртуальную часть документного пространства. Таким образом, на сегодняшний день мы имеем не только электронную конвергенцию документов различного типа, но и единство коммуникационных процессов в электронной и традиционной среде.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать несколько выводов:
- необходимо активно приступить к изучению единой среды обращения всех видов документов - виртуальной и реальной – на основе общих методов изучения;
- необходимо разработать общую программу формирования мультидокументной среды, как в виртуальном, так и в реальном сегментах.


Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2001. Хостинг АртИнфо