EVA 2001 Moscow
Electronic Imaging & the Visual Arts

Государственная Третьяковская Галерея
3-8 декабря 2001

2001
Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english


О Центре ПИК

EVA 2002 Москва

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва 2000

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ


Вопросы организации отделов развития в российских музеях


Музалевская Ирина Михайловна
Слушатель
Московская высшая школа социальных и экономических наук
Адрес: 117571, Москва, пр-т Вернадского, 82, корп.2
Тел.: 564-84-60, ком. 717
E-mail: muza@msses.ru
www.msses.ru

Тезисы:

Проблема эффективного менеджмента в сфере культуры является чрезвычайно актуальной. Острота проблемы объясняется тем, что традиционные отрасли культуры, особенно такие, как музейная, библиотечная, архивная, не претерпели в период кардинальных социально-экономических преобразований в стране серьезных изменений в аспекте управления и планирования. Принципиальные изменения затронули в учреждениях культуры, пожалуй, лишь финансово-экономическую составляющую. Вместе с тем основополагающие направления миссии организаций культуры во многом остаются в рамках консервативных представлений. Очевидно, что в данной ситуации требуется безотлагательный пересмотр установившихся форм и методов управления. Основополагающей целью здесь становится открытое культурно-информационное пространство, а определяющим принципом управления - информационный менеджмент или управление с помощью информации.
Разработкой и реализацией соответствующих мероприятий в современных учреждениях культуры призваны заняться так называемые отделы развития.
Автором проведен анализ возможностей, опасностей, сильных и слабых сторон организации в музеях отделов развития и перспективного планирования. Результаты анализа убедительно доказывают целесообразность организации новых специализированных структурных подразделений, призванных обеспечить переход музея к современным профессиональным прогрессивным методам управления.
На основе проведенного анализа можно сформулировать следующее определение. Отдел развития осуществляет функции адаптации музея к современным условиям существования в открытом обществе, предоставляя возможность и обеспечивая условия для развития инновационных форм деятельности, организуя для этого комплексную информационную систему музея, выход в широкие сферы межмузейных коммуникаций, проведение проблемных исследований и экспертиз внутри и вне музея, осуществление разнообразной проектной деятельности.
Итак, модель деятельности отдела развития – это центр управления проектами. Типы проектов, которыми призван заниматься вновь создаваемый отдел, могут быть самыми разнообразными: исследовательскими; коммуникационными; организационными; образовательными и т.д.
Участниками процесса создания в музее отдела развития призваны стать:
1) будущие сотрудники отдела развития (руководитель отдела и группа менеджеров-экспертов по определенным направлениям деятельности);
2) администрация музея;
3) сотрудники традиционных отделов музея, занимающиеся смежными вопросами;
4) активные заинтересованные сотрудники любых отделов на правах волонтеров;
5) сотрудники отделов развития профильных организаций;
6) руководители одноименных рабочих групп ассоциаций музейных работников.
Наиболее перспективным вариантом развития идей проекта является обобщение частного опыта отделов развития, формирование опережающих предложений в управление по делам музеев Министерства культуры РФ, подготовка нормативного документа "Положение об отделе развития музея", регламентирующего функции соответствующих служб учреждений культуры.

Задачи отделов развития в российских музеях

1. Своевременная адаптация музея в условиях меняющегося окружения и укрепление общественного авторитета.
2. Мониторинг внешней среды и собственного потенциала музея.
3. Анализ внешних оценок и самооценок и на их основе - самоидентификация и определение стратегических и текущих приоритетов.
4. Формирование дополнительной системы ресурсообеспечения музея.
5. Установление и развитие связей с общественностью.
6. Укрепление позитивного общественного имиджа.
7. Освоение новых сегментов рынка реализации музейных и информационных продуктов и сервиса.
8. Реклама деятельности и услуг музея.
9. Формирование кадровой политики музея.
10. Разработка и реализация долгосрочной программы "Непрерывное образование музейных специалистов".
11. Определение творческого потенциала и психологического климата коллектива.
12. Публикация статей, выход репортажей и обзоров на телевидении и радио.
13. Привлечение грантовых субсидий под конкретные проекты, отслеживание и выявление благотворительных программ, написание заявок на получение грантов, расчет бюджета проектов.
14. Разработка фирменного музейного стиля, элементы которого будут подчинены единой эстетической идее и представлены деловой документацией, рекламно-информационными печатными материалами, сувенирной продукцией.
15. Создание информационных систем масштаба предприятия.
16. Реализация в качестве основного принципа деятельности отдела нахождения оптимального решения с точки зрения минимизации затрат при максимально возможном удовлетворении потребностей музея.
17. Оптимизация основных блоков современной организационной структуры музея.
18. Внедрение новых форм популяризации музея и его коллекций.
19. Преобразование системы организационного, научного и проектного обеспечения развития музея.
20. Нахождение эффективных направлений финансово-хозяйственной деятельности музея, разработка и составление бизнес-планов, перспективных проектов развития материально-технического обеспечения, участие в работе по составлению годового бюджета музея, ежегодное определение себестоимости и тарифов услуг.
21. Просветительская деятельность в направлении менеджмента в сфере культуры и новых информационных технологий внутри музея и среди учреждений культуры региона. В том числе выступления в печати, издание брошюр, проведение семинаров.
22. Проектирование и отработка схем партнерского взаимодействия музеев.
23. Создание региональных и локальных ресурсных центров на базе ведущих музеев - естественных лидеров внедрения новых технологий.
24. Формирование межмузейной консалтинговой, координационной и методической службы с сетью консультативных пунктов и системой методической, организационной и технической поддержки деятельности музеев.
25. Организация и проведение проектно-аналитических и экспертных семинаров для сотрудников музея и региональных учреждений культуры по широкому спектру направлений музейной деятельности с привлечением внешних специалистов.
26. Организация и проведение социологических исследований по проблемам учреждений культуры. Анализ текущего состояния, факторов, оказывающих определяющее влияние на деятельность музея, и перспектив его развития. Проведение маркетинговых исследований, технико-экономическое обоснование грантов, оказание консультационных услуг.
27. Сотрудничество с Отделом музеев Министерства культуры РФ в рамках программы "Стратегическое планирование музейной деятельности" в направлении разработки комплексных программ развития музеев.
28. Обеспечение относительной независимости отдельных проектов при сохранении их связи общей идеологией.
29. Разработка объективных методов проверки эффективности деятельности музея. Обеспечение исследовательского сопровождения проектов, нацеленного на изучение их эффективности.
30. Поддержка местных инициатив в направлении повышения эффективности управления учреждениями культуры и развития предпринимательства в музейной сфере.
31. Оказание регулярных информационных и юридических услуг сотрудникам музея.
32. Повышение уровня профессиональной компетентности научных сотрудников, эффективности управления и обучение менеджменту представителей профильных организаций.
33. Содействие развитию внутримузейных инициатив.
34. Поиск финансовых средств для музейной деятельности (фандрайзинг). Подготовка и сдача отчетности по грантам.
35. Связи с общественностью (PR). Освещение проводимых музеем мероприятий в средствах массовой информации.
36. Разработка пакета внутримузейных услуг (разработка благотворительных программ и проектов, подготовка PR-акций, разработка фандрайзинговых компаний, подготовка документов для получения грантов, разработка краткосрочной концепции развития музея, разработка долговременной стратегии развития музея).

Организация отделов развития в российских музеях является актуальной и своевременной задачей, сочетающей в себе интеграцию современных технологий управления в учреждения культуры и решение насущных потребностей конкретной организации. Анализ состояния отечественных музеев подтверждает необходимость организации нового структурного подразделения и обоснованность применения технологий информационного менеджмента к традиционным институтам сохранения культурного наследия России.

Музалевская Ирина Михайловна.
Образование высшее. Закончила в 1994 году кафедру информатики и вычислительной техники Владимирского государственного университета по специальности инженер-системотехник. С 1994 по 1997 год - инженер-программист Информационно-вычислительного центра Владимирского государственного университета. С 1997 по 2001 год - начальник отдела информатики Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. С 2001 года – слушатель факультета менеджмента в сфере культуры Московской высшей школы социальных и экономических наук.


Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2001. Хостинг АртИнфо