EVA 2001 Moscow
Electronic Imaging & the Visual Arts

Государственная Третьяковская Галерея
3-8 декабря 2001

2001
Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english


О Центре ПИК

EVA 2002 Москва

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва 2000

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ


«Русский альбом» - от традиционных форм искусства к новейшим


Томсон Ольга Игоревна
Президент фонда «Русский альбом»
Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Русский альбом"
Адрес: Санкт-Путербург, ул.Декабристов, д.21
Тел.: 812-934-7668
Факс: 812 315-08-01
E-mail: rusalbum@online.ru
http://www.russkialbum.com

Франц Анна<
BR>
<
BR>
F-Space (Нью-Йорк), президент

Содержание :

Появившийся впервые в сети Интернет в конце 1999 года, сайт "Русский альбом" продолжает работу над созданием каталога о художниках Санкт-Петербурга второй половины ХХ века. В отличие от многих сайтов, занимающихся схожей тематикой, он несет в своем развитии уникальную стратегию. Как правило, сайты, ориентированные на пропаганду и презентацию современного искусства, кругом своих задач считают отражение информационного потока событий, описание концепций проектов искусства, либо краткое перечисление биографических данных того, либо иного художника. Зачастую знакомство с творчеством художника заканчивается представлением его работ в сети интернет и предложениями приобрести работы через виртуальный магазин. Такого рода сайтов великое множество, и зачастую они имеют очень скромное качество. На сегодняшний день практически не существует сайтов, которые главным направлением своего развития выбрали бы исследовательскую деятельность, представляли мнения искусствоведов по той или иной проблеме, связанной с современным искусством. Сайт "Русский альбом" на сегодняшний день является единственным в Санкт-Петербурге, предпринявшим решительную попытку представить искусство художников Санкт-Петербурга второй половины ХХ века, не только ограничившись короткой информацией о художниках и их творчестве, но, в первую очередь, стремящимся соотнести творчество каждого из них с общим контекстом развития искусства Санкт-Петербурга. Представить направления, школы, мастерские, художественные организации, тем или иным способом повлиявшими на искусство Санкт-Петербурга второй половины ХХ века - одна из главных задач сайта WWW.RUSSKIALBUM.COM . Здесь создается разветвленная база данных о современных художниках, которая могла бы быть востребованной не только любителями искусства, но и исследователями его. Сегодня созданной нами базой пользуются студенты художественных институтов Санкт-Петербурга, большой процент пользователей сайта "Русский альбом" приходит через образовательные программы США и Канады. Мы считаем немаловажным и тот факт, что количество посетителей растет с каждым днем (статистика посещений за август 2001 года - в среднем в день 812 посетителей). Заинтересованность в такого рода сайтах велика, и нам приятно, что удается этот интерес спрогнозировать и учесть в своей работе. Как и в любом сайте, на "странице меню" посетителю предлагается выбрать разные направления поиска информации. Главных направлений нет. Все они равнозначны. Только информация от выбора пути может быть разной. С одной стороны, для любителей и исследователей Санкт-Петербургского искусства предлагается Энциклопедия искусства Санкт-Петербурга второй половины ХХ века, где посетитель может получить информацию и узнать о группах, школах, объединениях, получивших свое развитие в 60-х или 70-х, 80-х или 90-х годах. Если же у посетителя возникает интерес узнать о живописцах или скульпторах, то ему предлагается возможность сделать свой выбор по категориям (видам) искусства. С другой стороны, так как организации, поддерживающие сайт "Русский альбом" - St. Petersburg Arts Project (США) и фонд "Русский альбом" (Россия), одним из направлений своей деятельности видят поддержку идеи создания на базе комплекса Варшавского вокзала Центра современной культуры, то на сайте представлен один из проектов по реконструкции здания Варшавского вокзала и приспособления его под Центр современной культуры, где посетитель сайта www.russkialbum.com может не только увидеть проекты реконструкции, но и оставить свои предложения о том, как, по его мнению, должен выглядеть новый музей, но и что должно быть представлено в нем. На наш взгляд, это очень полезные предложения, так как Центр современной культуры должен отличаться в будущей своей работе беспредельным демократизмом. Для проблемных исследователей предлагается участие в форуме. На сегодняшний день, можно ознакомится с материалами дискуссии, прошедшей в галерее Д-137, с которой фонд работает в тесном сотрудничестве, на тему "Жива ли картина сегодня?" Участие в подобном форуме для посетителей сайта достаточно интересно, так как они могут продолжить дискуссию, в которой изначально принимали участие только искусствоведы, художники, культурологи, редактора художественных журналов Санкт-Петербурга. Таким образом, тема дискуссии становится доступна всему миру, и различные мнения на вопрос: "Жива ли картина сегодня?" становятся достоянием большинства, и диагностика судьбы КАРТИНЫ не выглядит местечковым заговором художественной элиты Санкт-Петербурга. Как и во многих сайтах, работающих по тематике современного искусства, "Русский альбом", предлагает еженедельные новости культурной жизни города, любезно предоставляемые для опубликования музеем "Нон-конформизма" под редакцией Николая Кононихина. Организации "Русский альбом" (Россия) и "Санкт-Петербургский арт-проект" (США), помимо работы над созданием сайта, активно занимаются выставочной деятельность, исследуя новые способы представления современного искусства. Исследования касаются организации выставочного пространства, использования уникального технического оборудования на выставках, а так же применения новых технологий и дизайнерских разработок при представлении информации на сайте. Таким образом, пользователю представляется возможность ознакомления не только с информацией о прошедшем событии, но и повод увидеть проекты сетевого искусства, связанные с этим событием. Особенно посещаемой оказалась на сегодняшний день категория "Выставки", где представлены материалы о фестивале современного искусства "ART- BOAT", проходившего в Нью-Йорке в мае 2001года, а так же выставка современного искусства Санкт-Петербурга в ООН. Но при всех удачах в работе и широте спектра интересов, остается направление, которое наши организации St. Petersburg Arts Project (США) и фонд "Русский альбом" (Россия), еще не освоили, несмотря на то, что есть определенное понимание и потребность в его развитии. В настоящее время, на наш взгляд, все более ощутима несогласованность в отношениях между областями искусства и миром технологий. На протяжении всей истории человечества искусство и наука повсеместно и многогранно взаимодействовали. Существуют области, когда именно искусство воздействует на технологию и производство, а так же области, где процесс такого взаимодействия выглядит более чем естественно (примером такого взаимодействия служат дизайн и архитектура) От того, что техника и искусство находятся в непрерывном развитии, их взаимодействие всегда остаются динамичными. Однако достаточно поверхностного взгляда для того, чтобы выделить несколько периодов в истории, когда природа подобного взаимодействия качественно изменялась. Например, сфера искусства, непрерывно комментирующая технологические события и их значения - относительно недавнее явление на фоне самой истории искусств. Так дело обстоит с использованием некоторых технологий, с целью создания новых форм искусства. Например, фотография. Для большинства людей не является секретом то, что в течение последних двух десятилетий мы переживаем одно из фундаментальных изменений. Если рассматривать перспективы использования технологий для создания новых форм искусства, то прогресс в компьютерных технологиях предлагает нам гораздо больше возможностей даже по сравнению с такими революционными событиями, как изобретение фотографии или кино. Интересным аспектом новых перспектив является то, что если в процессе фотографирования трудно прогнозировать многие нюансы самого результата творчества, то при использовании компьютерных технологий существует достаточно большой технологический промежуток, который должен быть преодолен вначале творческого процесса. Это подтверждается тем фактом, что многие люди, способные стать сетевыми художниками, используя в своем творчестве новые технологии, традиционно уклоняются от технического образования и пока еще не достигают того уровня технической компетентности, который необходим для реализации собственного художественного потенциала посредством новых технических возможностей. Очевидно, что определенное количество новых творческих возможностей может быть почерпнуто из этой, стремительно развивающейся, области, но прежде необходимо затратить достаточное количество усилий для образования и поддержки художников, стремящихся освоить новое. Мы надеемся, что полученные художником навыки, должным образом отразятся в творчестве. На сегодняшний день, в России сложилась уникальная ситуация для процветания компьютерного искусства. В первую очередь (сравнивая с опытом Запада), процент профессиональных художников, имеющих за плечами хорошую школу подготовки, по отношению к населению России непропорционально велик. В отличие от западного стиля образования, где человек с художественными наклонностями может заниматься исключительно гуманитарными предметами с юного возраста, не утруждая себя изучением технических дисциплин, в России предусмотрен большой процент учебного времени для изучения точных дисциплин, по крайней мере, до конца средней школы. Наконец, несмотря на открытость российского общества и доступность различного рода информации о технологиях с Запада, население России находится в состоянии повышенного внимания к технологическим и компьютерным новинкам, по сравнению со своими коллегами на Западе. В результате этих факторов художники в России представляют группу, идеально подходящую для "поглощения" новых технологий и использования новых методик в своих работах. Вот поэтому организации St. Petersburg Arts Project (США) и фонд "Русский альбом" (Россия) решили организовать "Мультимедийную Лабораторию" - интернет-форум, где художники смогли бы не только обменяться взглядами об использовании новых технологий и их роли в современном искусстве, но могли бы создавать совместные проекты, используя новые технологии и получали бы максимальную поддержку в воплощении своих идей в жизнь. Тесное сотрудничество между географически удаленными художниками посредством создания единого произведения искусства - одна из новых парадигм, ставшая возможной благодаря прогрессу технологии. Образование художников в сфере новых технологий и в том, как они могут использоваться в создании новых форм искусства - еще одно направление, над которым мы планируем сконцентрировать наши усилия. Это - особенно захватывающая область, так как в данном случае не мы, а собственно творчество художников будет определять, какими будут эти формы - мы только хотим обеспечить техническую поддержку для того, чтобы сделать открытие подобных технологически направленных и технологически ведомых форм искусства более возможным. Таким образом, сайт WWW.RUSSKIALBUM.COM становится виртуальным пространством эксперимента, где помимо традиционных форм искусства, развиваются новые формы не только самого искусства, но и новые формы его представления, в контексте каталогизированного традиционного, что составляет уникальную палитру искусства Санкт-Петербурга.


Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2001. Хостинг АртИнфо