EVA 2001 Moscow
Electronic Imaging & the Visual Arts

Государственная Третьяковская Галерея
3-8 декабря 2001

2001
Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english


О Центре ПИК

EVA 2002 Москва

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва 2000

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ


Использование мультимедиа технологий и Интернет ресурсов в презентации проекта интерактивного Детского музея Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея


Кононихина Ольга Николаевна
Научный сотрудник Центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея
Государственный Русский музей
Адрес: 191011 Санкт-Петербург, Инженерная ул. 4
Тел.: (812) 313-43-97
Факс: (812) 5521740, (812) 314-41-53
E-mail: oko_18@hotmail.com

Яковленко Юлия Леонидовна, научный сотрудник Центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, т.(812) 313-43-97

Содержание :

Интернет как средство презентации проектов в сфере политики, науки, культуры и искусства привлекает внимание и самых маленьких его пользователей. Захватывая их воображение новыми возможностями, свободой действий и выбора, он пробуждает в них творческие способности, которые часто остаются только потенциальными в реальной действительности. В пространстве, где нет никаких пределов и границ, они могут реализовывать себя сразу и во многих ипостасях. Например, не только как юные художники, скульпторы и архитекторы, но и как создатели глобальных миров и новых цивилизаций, беря на себя роль “творцов” этой виртуальной реальности. Для них становится важным момент игры и развлечения, получения новой информации, осознание себя и совершенствование своих коммуникативных способностей. Через сеть Интернет они могут получать связь со всем миром, оказываясь в эпицентре происходящих событий, художественных акций, живо реагируя на то, что происходит вокруг них. Включение в активный диалог с новыми технологиями дает новое восприятие реальности, исторических и социальных процессов, художественного творчества.
Восприимчивость детей к компьютерным технологиям (различным аудио спецэффектам, 3 D - изображениям и голограммам) позволяет использовать их новый визуальный опыт в образовательных целях. Художественный музей, работающий в направлении развития и совершенствования своих просветительских и образовательных функций, заинтересован в привлечении новых средств, позволяющих приобщить маленьких зрителей к интерактивному диалогу с музейными экспонатами, помочь им в процессе увлекательной игры овладеть знанием русского искусства и возбудить в них творческую реакцию на увиденные произведения.
Несмотря на доступность Интернета для детей школьного возраста, он до сих пор остается не приспособлен для маленьких зрителей. Огромный поток несистематизированной и неадаптированной для них информации пронизывает виртуальное пространство. Художественные ресурсы составляют лишь малую часть всех действующих порталов. Потребность детей в новом источнике получения знаний и самореализации чрезвычайно важна. На сегодняшний день не существует специального детского сайта, попав на который ребенок мог бы освоить “азбуку” изобразительного искусства прямо у себя дома, совершить виртуальное путешествие в мастерскую художника и скульптора, поучаствовать в конкурсе на лучший рисунок и, в конце концов, увидеть свое творение рядом с произведениями прославленных мастеров. Поэтому Интерактивный Детский музей Российского Центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея берет на себя роль реализации этих возможностей и создания новой “экологической” ниши для детей различного возраста и разного психофизического состояния, где они могли бы чувствовать себя свободными и защищенными, могли бы развивать свое видение и аналитические способности. Новые медийные технологии помогают создать интерактивную зону, где бы дети через свое творчество отражали внешние явления окружающей их жизни и музейного пространства, будь то открытие выставки классического искусства, общение с музейным экспонатом или современным художником на экспозиции.
Особенности детского восприятия требуют профессионального методичного подхода в подаче художественного и дидактического материала, создания некой структуры, которая бы отвечала проблематике психологии современного сознания и социальной адаптации детей. В этом контексте чрезвычайно важна совместная работа педагогов, искусствоведов, художников и психологов, которая помогает обеспечить необходимые условия работы и взаимодействия, оградив детей с нарушением физического и психического развития от нежелательных стрессов.
Детское творчество представляет собой огромное поле для интерпретаций, в пространстве которого Интерактивный Детский музей реализует концептуальный проект “Дети на территории взрослого искусства”. Цель проекта заключается в работе с художественными направлениями русской школы живописи как предметом детского изучения и изображения, а также в постановке вопроса об отношении к произведениям искусства из собрания Государственного Русского музея. Развитие этого проекта видится нам по многим направлениям. Главным приоритетом является освоение как реального пространства, где главенствующей является роль главной экспозиции Русского музея, так и виртуального мира с интерактивной структурой Детского музея.
Музейная среда формирует представление о русском искусстве как о самобытном явлении мирового искусства, характеризующимся хронологической последовательностью сменяющих друг друга художественных школ, направлений и методов. Исследователи искусства методологически создают все новые и новые языки описания взрослых произведений искусства. Дети, находясь в музее на незнакомой им взрослой территории искусства, свободны от стереотипного восприятия. Они доверчиво принимают правила игры, визуально взаимодействуя с экспонатом, который передает им чувство радости и восторга, печали и тревоги. Дети выбирают наиболее понравившуюся картину и скульптуру, которую педагог предлагает им изобразить. Изобразительная практика в данном контексте мыслится как необходимый этап в художественном и психическом развитии ребенка. В детской памяти остается первое впечатление от увиденного произведения, непосредственное чувство, которое ребенок испытывал в тот момент. Через рисование ребенок пытается достичь внешнего сходства с оригиналом, но бессознательно передает интенсивность собственных переживаний.
На втором этапе обучения дети с помощью педагога учатся воспринимать искусство через призму знаний языка изобразительного искусства, которые им может дать интерактивная дидактическая экспозиция Детского музея. Здесь оказывается возможным проживание нового опыта чувства пространства, цвета и формы. Если на главной экспозиции дистанцированность от искусства, тактильный запрет воспитывает в них чувство прекрасного, то в Детском музее создаются все условия для того, чтобы ребенок мог задействовать все органы чувств. Специальный “Тактильный Фонд” гипсовых слепков и разных фактурных материалов позволяет сделать детские ощущения более многообразными. Благодаря мультимедиа технологиям оказывается возможным включение в экспозицию аудиовизуальной техники, электронно-лучевых и жидкокристаллических мониторов, сенсорных систем и специального осветительного оборудования. Эти средства делают возможным проведение сеансов, соединяющих пользователя с художником в мастерской. Виртуальный тур “Мастерская художника” вводит ребенка в творческий процесс изнутри, помогая овладеть техническими приемами художественного мастерства. Оборудование всех творческих мастерских в помещениях Центра интернет-камерами необходимо в проведении прямых трансляций, конференций, семинаров для обмена опытом с коллегами из других стран и архивации на цифровых носителях показательных занятий с детьми различных возрастных и социальных групп.
Учет и систематизация Фонда Детского творчества (по хронологии, возрасту, методике преподавания) стали возможны путем создания единого электронного каталога всех детских работ с цифровой фото-документацией и сведениями об авторах. Создание такой базы облегчает работу с информацией в устройстве выставок детского творчества или подготовки детских изданий. Перед сотрудниками стоит задача документации и музеефикации детского творчества, никогда не имевших место ранее. Создаваемые детьми произведения получают оцифровку и цветокоррекцию, появляются также в виртуальном пространстве как выставка или часть художественного проекта, который иногда невозможно реализовать в реальном пространстве.
Третий этап проекта реализуется на CD и в Интернете как виртуальная выставка “Мой любимый музей” совместно с создаваемым в Русском музее Центром новейших информационных технологий “Виртуальный мир Государственного Русского музея”. Виртуальная выставка детского творчества “Мой любимый музей” продолжает рефлексию на произведения взрослого искусства в сети Интернет. Она представляет собой работу с мультимедиа, использованием цифровых изображений, текстов и различных кинетических объектов. Новые возможности позволяют презентировать детское творчество в контексте собрания Русского музея, когда детский рисунок вне Детского Фонда, вне реального музея берет на себя функцию проводника. Пользователь приобретает опыт узнавания музейного памятника, сравнения его с детским рисунком и активизации своего воображения и уже имевшегося музейного визуального опыта. Реальный размер, масштаб и виртуозное техническое исполнение шедевра не ощущаются на плоском экране компьютера. В виртуальном пространстве детский рисунок может стоять в одном ряду с картинами К.Брюллова и И.Репина, и уже только выбор пользователя будет решать актуальность того или иного произведения в данный момент. С другой стороны, детское творчество как действие спонтанное, автор которого иногда неизвестен, изначально не претендует на то, чтобы стать “шедевром”. У него нет пафоса “подлинности” и “качества”, вырастая до “памятника”, он снова стремится достигнуть противоположного предела и стать явлением ежедневной практики.
Таким образом, привлечение самых новейших средств информации и коммуникации дает результат, когда детское творчество становится доступно и известно каждому, влияя на восприимчивость маленьких и взрослых зрителей к искусству.
Классическое или современное произведение из собрания Русского музея как предмет детского восприятия и изобразительной практики, получает новую интерпретацию. Детские рисунки, симулирующие взрослую практику, реализуют стратегию погружения, заимствования и проживания на новой территории. Интерактивная связь обеспечивает контакт между детьми и взрослым миром, взрослым искусством. В результате детская реакция оказывает психологическое воздействие и на взрослых зрителей, освобождая их от стереотипного мышления и вскрывая потребность в общении с реальным художественным произведением на экспозиции музея.


Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2001. Хостинг АртИнфо