EVA 2003 Москва

Государственная Третьяковская галерея
1-5 декабря 2003

2003
Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English

О Центре ПИК

История конференций EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 РФФИ

 Британский Совет


Эволюционное направление школьной реформы


Семчук Николай Николаевич
Зав. лабораторией экспериментальной ботаники
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
Тел.: (816 22) 53518
Факс: (816 22) 25005
E-mail: snn@novsu.ac.ru
http://www.novsu.ac.ru

Содержание :

Н.Н.Семчук, зав. лабораторией экспериментальной ботаники НовГУ,

учитель биологии Новгородской гимназии «Эврика»,

соросовский доцент, учитель высшей квалификационной категории, изобретатель СССР



Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.

Адрес: Великий Новгород, Б. Санкт-Петербургская 41.

Tel. (816 22) 34598 доб. 37, Fax (816 22) 24110, E-mail: “snn”



ЭВОЛЮЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

Обучение, отметка, здоровье, экзамен, стандарт, реформа, эффект, мотивация, развитие.



Работа посвящена анализу возможности эволюционных изменений системы российского образования в современных социально-экономических условиях. О том, что перемены необходимы, говорят многие факты (состояние здоровья учащихся и учителей, результаты оценки российскими и международными экспертами качества обучения, проблемы при переходе учащихся от общего к профессиональному образованию и др.). Предлагаемые преобразования не потребуют большого финансового сопровождения и поэтому являются реальными с точки зрения экономических возможностей страны. Вместе с тем их реализация не помешает проведению параллельных или последующих изменений, которые могут быть связаны с большими инвестиционными затратами.

Отношение к проводимой в России образовательной реформе различно. Некоторые наиболее радикально настроенные авторы считают, что нас в любом случае ждет последовательная деградация советского наследия, активное же вмешательство только ускорит этот распад – если начнешь что-то менять, будет только хуже.

Но как быть с тем, что более 80% учащихся старших классов вместе с аттестатом зрелости приобретают и букет хронических заболеваний? А по результатам оценки различных психофизических состояний проблемы со здоровьем имеют от 44 до 92% педагогов. Наверное, неразумно ждать, что все само собой наладится, поскольку определенную лепту в эти проценты вносит и состояние дел в наших школах.

Что может дать реализация предлагаемых изменений?

1. Защиту здоровья детей, их родителей и учителей.

2. Формирование у школьников устойчивой мотивации к обучению.

3. Создание объективных условий для развития творческих способностей личности.

4. Оптимизацию процесса выбора профессии и перехода к профессиональному образованию.

Возможно ли при этом существенное повышение качества образования?

Если здоровье школьников улучшится, то уже одно только это непременно скажется на их возможностях и, соответственно, на качестве полученного образования.

Относительно мотивации к учебе можно сказать, что в настоящее время это одна из самых больших проблем школы и вместе с тем – наиболее сильный рычаг для изменения конечного результата образовательного процесса. Известно, что очень трудно (иногда – невозможно) заставить ребенка научиться чему-либо, если он сам этого не хочет. И напротив, большое желание позволяет ему добиваться поразительно высоких результатов даже при отсутствии оптимальных условий.

Развитие творческих способностей личности – это, по существу, появление в классе одаренных учеников. Чем успешнее будет протекать данный процесс, тем выше будет конечный результат обучения.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что при достижении обозначенных целей качество обучения улучшится. Рассмотрим, за счет чего это возможно.

Идеи, на которых основаны предложения (за исключением, пожалуй, одного, касающегося шкалы отметок), не являются новыми. Они разрабатывались и анализировались педагогами и психологами практически всех обозримых поколений педагогической истории. Некоторые из них достаточно широко используются в мировой практике. Особенность проекта заключается в двух моментах – в проявлении эффекта синергизма за счет уникального сочетания предпринимаемых действий и в использовании специфики российской системы образования.

Сущность предлагаемых компонентов реформы образовательного процесса:

1. Реструктуризация государственного образовательного стандарта.

2. Использование бинарной шкалы отметок для оценки достижений учащихся.

3. Изменение статуса и формы экзамена.

Первые два компонента и создают указанный выше эффект взаимного усиления (эффект синергизма). Более того, использованные раздельно, они практически бесполезны или, по меньшей мере, малоэффективны. В частности, эксперименты с системой оценки знаний учеников в большинстве вариантов обречены на нулевой или близкий к нему результат. Предлагаемая же методика реструктуризации государственного образовательного школьного стандарта (следует особо подчеркнуть – в сочетании с реконструкцией шкалы отметок) позволяет не только полностью сохранить современное содержание образования, но даже последовательно и существенно (практически – без жестких рамок) увеличивать его объем и сложность.

Суть реструктуризации состоит в разделении содержания образования на две части – обязательную и творческую. Причем усвоение обязательной части стандарта оценивается в 5,0 балла, без каких либо дополнительных условий. Усвоение же творческой части стандарта оценивается по творческой шкале последовательно в 5,1; 5,2; 5,3; 5,4; 5,5; 5,6; 5,7; 5,8; 5,9 балла в соответствии с количеством и сложностью освоенного материала. Таким образом, отметка «отлично» получает десять уровней, из которых только первый является обязательным. В случае необходимости (например, для оценки результатов ЕГЭ) можно легко перейти и к ста уровням, добавив в качестве значимых сотые доли (например, 5,49 балла). Этот же принцип может быть применен и к другим отметкам шкалы (например, 1,86 или 3,21 балла). Кстати, как показала практика со студентами университета, значимость сотых долей актуальна при следующих условиях текущей оценки достижений: регулярном проведении тестирования и возможности пересдачи любой темы в течение семестра, т. е. до выведения окончательной отметки.

Как известно, в настоящее время в школах и вузах России, Украины и Беларуси проводится экспериментальное использование нескольких вариантов шкалы отметок (в 10, 20, 100 баллов и др.). Однако все равно итог обычно переводится (или, по меньшей мере, сопоставляется – для осознания реальной оценки) в привычную для нас пятибалльную систему. И самое главное – во всех существующих модификациях достижения учащегося оцениваются исходя из 100%-го выполнения программы. Новизна предложенной бинарной шкалы отметок заключается в появлении возможности оценки достижений ребенка, которые превышают норму отличного результата. Бинарная шкала отметок позволяет проводить оценку уровня подготовленности учащегося по обязательной части стандарта (в пределах базовой части шкалы от 1,0 до 5,0 балла), и творческой части стандарта (в пределах творческой шкалы от 5,1 до 5,9 балла).

Практически речь идет об известном желании учителя поставить пять с плюсом, чтобы отметить выдающийся ответ, результат. Но если в дневнике или даже классном журнале поставить 5+ или 5++, то в аттестате сейчас такая отметка не будет отражена. Оценка успехов, которые превышают норматив отличной отметки (при условии регистрации этих достижений в аттестате), может явиться стабильным и мощным стимулом к учению.

Однако, как уже было отмечено выше, одна только шкала отметок (в том числе и бинарная) все-таки не сможет радикально изменить ситуацию. Ключевыми моментами в данном случае являются объем и уровень сложности содержания образования обязательной части стандарта. По большинству предметов школьной программы оба эти параметра нужно изменить в сторону уменьшения. Следует признать, что именно объем и сложность обязательной части стандарта могут способствовать (или, напротив, препятствовать) развитию творческих способностей личности. Большой объем и высокий уровень сложности программы по всем предметам не позволяет многим детям в силу физической и психической перегрузки достичь максимально высоких результатов по тем предметам, которые им нравятся, то есть проявить относительно них свою одаренность. Кроме того, обычно любимый предмет ученик относит к категории легкого и уделяет ему значительно меньше времени и внимания, чем трудному. А поскольку выше пятерки прыгнуть невозможно, все это вместе оказывается мощным фактором, который сдерживает гармоничное индивидуальное развитие способностей и, соответственно, «потери» в каждом классе не одного одаренного ребенка.

По этому поводу в печати имеется много диаметрально противоположных высказываний, иногда достаточно резких. Некоторые авторы считают, что снижение требований, уменьшение объема и уровня сложности содержания образования приведет к деградации самого процесса, появлению аттестованных неучей. Другую крайность можно увидеть в следующей цитате: «… Если бы решение вопроса, будут или нет моих дочерей год от года насиловать формулами галогенирования ароматических углеводородов, зависело от того, что мне надо было заплатить 10 рублей, то я бы не заплатил и пятака. И тогда была бы надежда, что это зомбирование и насилие будут экономически приостановлены. Но пока мнение школьников и родителей никого не волнует».

Внесенные предложения несколько меняют ситуацию. Во-первых, уменьшается объем и сложность не всего стандарта, а только той его части, которая является обязательной для усвоения всеми учащимися. Во-вторых, некоторым детям очень нравится заниматься именно химией, и они будут с удовольствием изучать не только ароматические углеводороды, но и другие разделы органической химии. Творческая часть стандарта как раз и позволит проявиться их способностям. В данном случае каждый ребенок сможет изучать углубленно именно те предметы, которые ему нравятся (или химию, или, например, математику). Так что в одном и том же классе могут появиться сразу и выдающиеся химики, и математики, и филологи… Это особенно важно для сельских учеников, так как о нескольких профильных школах (а во многих случаях – и классах) в небольшом поселке не стоит даже и мечтать. Индивидуальная специализация учеников по любимым предметам позволит в какой-то степени выровнять огромную разницу в условиях образования, связанную с зависимостью от места проживания.

Проблема содержания образования является центральной и самой сложной в предлагаемых изменениях. Мы пытались найти алгоритм разработки содержания образования для подготовки специалиста в вузе. Получались очень сложные конструкции, требующие привлечения многих сторон: участников образовательного процесса, потребителя (производства), управления и т. д. Проблему оптимизации содержания образования для средней школы решить несколько проще, если разделить его на две части (обязательную и творческую) и в основу положить принцип целесообразности.

По всей видимости, в средней школе нет необходимости изучать особенности конструкции, номенклатуру комплектующих элементов, технологию производства и процесса замены материнской платы и звуковой карты для компьютера IBM PC Pentium 4. Почему? Потому, что в нашей обычной жизни нет потребности в применении подобных знаний, умений и навыков. Вместе с тем совершенно необходимо научить школьника пользованию компьютером, работе, например, с программами «Word» и «Excel». Значит, основу содержания образования средней школы должны составлять знания, умения и навыки, которые, прежде всего, необходимы в нашей обычной жизни.

Если согласиться с этим мнением, тогда потребуется выяснить, какую информацию из предметов школьной программы следует отнести к категории потенциально остаточной. Оптимальным решением этой проблемы можно считать получение среза знаний у людей с высшим образованием, например, учителей школ и преподавателей вузов. Это возможно посредством формализации всего объема информации в пределах школьных предметов и составления карты встречаемости правильных ответов по каждому пункту содержания образования. Позиции единиц информации, встречающиеся в абсолютном большинстве, и могут составить содержание образования на уровне 5,0 балла. Все, что сверх того, необходимо отнести в творческий раздел стандарта. Самые высокие по сложности уровни (5,7; 5,8 и 5,9 балла) можно использовать для установления знаков отличия (медалей).

Предположим, что нам абсолютно точно известно, чему нужно обязательно научить школьника за 10 лет, чтобы он чувствовал себя комфортно в современном обществе. В этом случае можно оценивать уровень его подготовки по обязательной части стандарта в 5,0 балла, а за сверхнормативные усилия и достижения выставлять в аттестате от 5,1 до 5,9 балла. Без сомнения, творческую часть стандарта ребенок будет осваивать лишь по тем предметам, которые ему нравятся, то есть в соответствии с индивидуальными природными задатками, гармонично развивая, таким образом, свои способности. Высвобожденные от большого объема обязательной нагрузки энергия и дополнительное время плюс мотивация позволят добиться высоких (а некоторым детям – и выдающихся) результатов по любимым предметам, которые и смогут достаточно объективно показать направление для предстоящего выбора профессии. Кроме того, в каждом классе при этом может появиться еще несколько одаренных учеников.

В случае принятия данных предложений следует изменить и порядок выдачи знаков отличия по результатам учебы в средней школе. Разработка положения о золотой (а также серебряной и бронзовой) медали – дело особое. Как один из вариантов – для золотой медали нужно получить по всем предметам школьной программы отметки не ниже 5,0, а по одному предмету – 5,9 балла, или по двум – 5,8 балла, или по трем предметам – 5,7 балла. При этом отличившимся выдавать аттестат особого образца, а вот саму медаль желательно заменить специальным кольцом, которое выпускник мог бы по случаю (и без случая) носить на руке. Это намного практичнее собственно медали, о наличии которой можно узнать, только посмотрев аттестат или саму медаль. Но каждому встречному их показывать не будешь. А вот кольцо на руке смогут носить даже самые скромные из скромных выпускников. Поистине – скромность и талант будут украшать человека.


Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2003. Хостинг АртИнфо