EVA 2003 Москва

Государственная Третьяковская галерея
1-5 декабря 2003

2003
Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English

О Центре ПИК

История конференций EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 РФФИ

 Британский Совет


Горизонты. Пейзаж в русской и канадской живописи. Реальная польза виртуального проекта


Толстая Наталия Владимировна
Старший научный сотрудник
Государственная Третьяковская галерея
Адрес: 109017, Москва, Лаврушинский пер. 10
Тел.: (095) 957-97-03
Факс: (095) 57-07-58
E-mail: andreeva@tretyakov.ru
http://www.tretyakov.ru

Эльзессер Марина Эдгаровна

Содержание :

Горизонты. Пейзаж в русской и канадской живописи 1860 -1940.
Реальная хроника виртуального проекта

Авторы:
Эльзессер Марина Эдгаровна, заместитель директора ГТГ по научно-просветительской работе
Толстая Наталия Владимировна , старший научный сотрудник ГТГ

Ключевые слова:
Интернет-выставка, пейзаж, живопись России и Канады, международное сотрудничество, Третьяковская галерея, CHIN, АДИТ, Горизонты, российские региональные музеи


Доклад посвящен рассказу о канадско-российском сотрудничестве по созданию виртуальной выставки «Горизонты. Пейзаж в русской и канадской живописи 1860-1940», которая откроется в январе 2004 года на сайте Виртуального музея Канады (http://www.virtualmuseum.ca) и на зеркальном сайте для российских пользователей (http://horizons.shm.ru).

Этот международный проект стал возможен после визита в Россию летом 2001 года Министра Канадского департамента культуры Шейлы Коппс. Во время ее встреч с Министром культуры Российской Федерации М.Е. Швыдким и директором Государственной Третьяковской галереи В.А. Родионовым обсуждалась стратегия культурного сотрудничества между двумя странами и, в частности, была высказана идея о совместных виртуальных проектах.

Эта инициатива получила свое развитие в 2002 году, когда Третьяковская галерея откликнулась на приглашение Канадской информационной сети по культурному наследию участвовать в создании российско-канадской виртуальной выставки, посвященной пейзажной живописи обеих стран второй половины 19-начала 20 века.

На первом этапе, когда на телеконференциях обсуждалась концепция будущей выставки, заместитель директора Третьяковской галереи по научно-просветительской работе Марина Эдгаровна Эльзессер была практически единственными представителем российских музеев. Естественно, ГТГ стала главным партнером CHIN в России, предоставившим для выставки самое большое количество экспонатов (60 картин – около четверти от общего числа произведений). Кроме того, по просьбе менеджера CHIN Робин Джеффри и канадского куратора проекта Жана-Пьера Лабио, научный сотрудник ГТГ Наталия Толстая стала сокуратором проекта с российской стороны.

Благодаря усилиям сотрудников ГТГ и некоммерческой организации "АДИТ", в частности, менеджера проекта с российской стороны Натальи Князевой, круг партнеров расширился. Таким образом, в конце 2002 года к проекту были привлечены музеи, расположенные в разных регионах России – на западе (Смоленский музей-заповедник), в Поволжье (Нижегородский государственный художественный музей), в Сибири (Алтайский художественный музей, Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачева, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля). Самым последним, уже в январе 2003 года, в реализацию проекта включился Самарский художественный музей. И географическая удаленность этих музеев друг от друга, и специфика региональных коллекций, и различный подход к подбору и подаче материала и даже разный размер текстовых аннотаций – все это потребовало привести предоставленные музеями текстовые комментарии к определенному стилистическому единству. Эта работа и была возложена на куратора с российской стороны, также как и создание дополнительных информационных ресурсов.

Когда круг участников проекта уже был определен и общие положения концепции выставки приняты всеми партнерами, началось составление списков произведений, которые предполагалось представить на выставку. Этот, казалось бы, простой этап вызвал некоторые трудности, так как требовал преодоления стереотипов "невиртуального" мышления. Хранители, которым было предложено самим отобрать произведения, вначале составили список не для виртуальной, а для реальной выставки. В процессе обсуждения этого списка научные сотрудники и хранители выявили для себя важное отличие и, можно сказать, преимущество интернет-экспозиции: на виртуальных выставках могут быть показаны самые лучшие произведения коллекции. Действительно, обычные аргументы, относительно состояния сохранности памятников, страховой стоимости или невозможности разрушения постоянной экспозиции не имеют значения при создании такой выставки.

Единственное, что нужно было музеям для участия в таком проекте - это предоставить цифровые изображения отобранных экспонатов. Это тоже могло бы представлять проблему для региональных музейных собраний, где зачастую не хватает средств на оцифровку или фотофиксацию произведений, если бы в проект не был бы включен АДИТ.

Член правления АДИТ и начальник отдела информатизации Государственного исторического музея Кирилл Мееров объехал с цифровой камерой все города от Смоленска до Барнаула. Он снимал не только произведения и их фрагменты, но и природные ландшафты, вдохновлявшие живописцев. Благодаря этим снимкам выставка приобрела дополнительную познавательность, зритель получил возможность сравнить пейзаж, созданный рукой художника сто лет назад и зафиксированный объективом фотокамеры сегодня.

В марте 2003 года в Москве, в Третьяковской галерее состоялась первая очная встреча канадских и российских партнеров. Это было чрезвычайно полезно и эффективно, так как в ходе этой встречи обсуждался широкий круг вопросов от концептуальных и технологических до юридически-правовых. Куратор выставки Жан-Пьер Лабио, и представители CHIN Робин Джефри и Даниэль Буали сумели воочию познакомиться с русской живописью из собрания ГТГ Тогда же состоялось обсуждение первого варианта дизайна выставки, и было окончательно определено ее название: "Горизонты. Пейзаж в русской и канадской живописи. 1860 -1940". В ходе этой встречи было принято решение включить в нее биографические справки с портретами или фотографиями авторов представленных картин, а также то, что некоторые из пейзажей будут озвучены музыкальными фрагментами, а отдельные произведения будут сопровождать не только текстовые аннотации, но также двухминутная лекция на каждом из трех языков, на которых создается сайт - английском, русском или французском по выбору пользователя.

Одновременно с созданием контента в Канаде шла кропотливая работа над дизайном интерфейса. Этим занималась мультимедийная компания Еcentricarts и web-дизайнер Мишель Блондо.

Четыре темы были определены куратором выставки Жаном-ПьеромЛабио в самом начале работы: Традиции (Roots, Racines), Новаторство (Self, Identité), Путешествие (Voyage, Voyage), Поиски символа (Spirit, Quète spirituelle). В результате обсуждений партнерами возникла идея временной шкалы, которая структурировала бы произведения внутри каждой из четырех тем. Расположенная посередине экрана и делящая его на две зоны: канадскую внизу и русскую вверху, горизонтальная временная шкала идеально подошла для выставки, объединившей изобразительное искусство двух стран. Таким образом, картины русских и канадских художников могут быть сопоставлены в историческом контексте, зрителю сразу понятно, к какому периоду относится тот или иной пейзаж.

Русским партнерам постоянно представлялись на суд варианты дизайна, которые обсуждались во время регулярных телеконференций. Кроме того, рабочие материалы проекта его участники могли изучать в защищенной паролем зоне сайта Виртуального музея Канады. Это уважительное отношение к партнеру, к мнению каждого из них – еще один урок который мы усвоили, сотрудничая с CHIN.

В начале сентября в Санкт-Петербурге состоялась международная конференция CIDOC, где впервые наша выставка была представлена специалистам, и где состоялась вторая невиртуальная встреча, в которой приняли участие представители практически всех российских музеев, менеджер проекта с российской стороны Наталья Князева и менеджер проекта из CHIN Робин Джеффри, а также представитель одного из канадских музеев-участников проекта – Тоби Брюс из картинной галереи города Эдмонтона.

Проект вступил в свою завершающую стадию и мы рады сообщить вам, что официальное открытие выставки "Горизонты. Пейзаж в русской и канадской живописи. 1860 -1940" на сайте виртуального музея Канады и на зеркальном российском сайте состоится 2 января 2004 года, чуть больше, чем через год после начала его реализации.

Для Третьяковской галереи и других российских музеев интересным и новым был опыт работы по созданию виртуальных выставок. Сотрудничество с Канадской сетью по культурному наследию, которой накоплен огромный опыт работы в этой области, в этом смысле было очень полезным. Совместная работа над структурой и дизайном интернет-сайта выставки, обсуждение его навигационных и сервисных возможностей, изучение результатов тестирования пользователей познакомили музеи с новейшими подходами к такого рода разработкам, позволили лучше понимать и оценивать их специфику. Безусловно, полученные знания будут применены как при создании собственных интернет-сайтов, так и для создания объединенных интернет- ресурсов.
Помимо получения полезной технико-технологической информации, российские партнеры в процессе работы приобрели ценные навыки дистанционного общения. Установление и развитие профессиональных контактов – один из важнейших результатов совместного проекта. Проект также способствовал развитию сотрудничества и инициативы внутри российского музейного сообщества, так как позволил объединить усилия многих специалистов из разных регионов России.

Кроме удовольствия от сотрудничества и общения с нашими коллегами из российских музеев и Канадской сети культурного наследия, мы, сотрудники Третьяковской галереи, приобрели уникальный для нашей страны опыт создания виртуальной экспозиции, которая, не требуя больших затрат, позволяет дать доступ к культурным ценностям максимально широкой публике - пользователям Интернета. При этом музей может показать свои шедевры, не изымая их из экспозиции, и получает необходимую мотивацию для оцифровки произведений. Создание же разветвленной базы данных по музейным коллекциям сделает эти выставки не только недорогими, но и очень быстро реализуемыми.

В заключение хотелось бы поблагодарить всех партнеров проекта, всех канадских и российских участников виртуальной выставки "Горизонты" за ту атмосферу творческого сотрудничества и взаимопонимания, в которой проходила работа. Мы надеемся, что выставка привлечет к себе внимание любителей искусства, молодежи, позволит всем ощутить близость и своеобразие двух культур, станет примером для будущих международных виртуальных проектов.




Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2003. Хостинг АртИнфо