EVA 2003 Москва

Государственная Третьяковская галерея
1-5 декабря 2003

2003
Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English

О Центре ПИК

История конференций EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 РФФИ

 Британский Совет


Особенности использования АС МУЗЕЙ-3 в художественных музеях


Васильева Лариса Николаевна
Зав. отделом учета и информатики
Чувашский Государственный художественный музей
Адрес: 428008, г. Чебоксары, ул. Калинина, 60
Тел.: (8352) 62-42-75
Факс: (8352) 63-60-09
E-mail: lnv@artmuseum.chtts.ru

Содержание :

В июне 2003 г. Чувашский государственный художественный музей начал осваивать третью версию программы, разработанной ГИВЦ МК РФ. ЧГХМ уже имел опыт работы с АС МУЗЕЙ: в 1992 г. начала формироваться база данных в первой версии программы, а с 1997 г. учет музейных фондов успешно осуществлялся в полном объеме с помощью второй. Во второй версии уже были заложены основы для дальнейшего развития системы в сторону использования ее не только в сфере учетно-хранительской деятельности, но и во всех областях общемузейной работы. Еще более усилен этот акцент в АС МУЗЕЙ-3. Новая программа приятно поразила сотрудников хорошим дизайном, понятным интерфейсом, удобством ввода информации и легко выполняемой привязкой изображений. Но самая главная неожиданность заключалась в отсутствии необходимости формирования наиболее часто выполняемых запросов, уже заложенных в самом программном продукте. Первый вопрос, который задали специалисты музея, был: «Откуда разработчики знают, что нужно музейщикам?».
Надо сказать, что программа рассчитана на музеи разного профиля – исторические, естественнонаучные, краеведческие и этнографические, а также художественные. С ее помощью выполняется весь объем работ, необходимых при музейном учете. Пользователями легко настраиваются и выводятся на печать учетные документы, предусматривающие специализацию музея. Эти задачи были решены и в предыдущей версии, но по сравнению с ней значительно возросло количество функций, которые могут быть использованы для иных форм музейной деятельности – хранительской, научно-исследовательской и экспозиционной.
Специфика музеев изобразительных искусств состоит, прежде всего, в том, что здесь первостепенное значение для описания музейного предмета имеет автор. Данное обстоятельство находит отражение не только в форме учетных документов, но и в количестве авторско-предметных запросов, которые приходится выполнять сотрудникам по самым разнообразным поводам. Список предметов, относящихся к тому или иному автору, необходим при формировании персональных и групповых выставок, анализе состава и комплектования фондов, выборочной сверке наличия предметов и прочих случаях, возникающих в повседневной работе. При этом состав пунктов отчета также разнообразен, как и повод, по которому он требуется. В новой программе уже предусмотрен ряд наиболее часто выполняемых запросов с выдачей их на печать в табличной форме, а набор нужных реквизитов пользователь может уточнить и дополнить самостоятельно, без помощи разработчиков. При необходимости таким же образом может быть сформирован и сохранен в базе для дальнейшего использования новый запрос.
Подобное функциональное разнообразие имеют и другие формы отчетов, предоставляемые третьей версией АС МУЗЕЙ, – тематические, жанровые и их видовые рубрикаторы.
Большим преимуществом новой программы является широкое использование справочников, позволяющих только посредством их заполнения вводить унифицированную (а значит выверенную и точную, не допускающую разночтений) информацию о материалах и техниках.
Новшеством в новой версии являются справочники выставок, публикаций и архивных документов. При разовом вводе информации о выставке или публикации в соответствующее поле какого-либо музейного предмета, значение автоматически отражается и в аналогичном справочнике, где группируются сведения обо всех предметах, имеющих отношение к данному документу. Благодаря этому исследователь имеет возможность не только выявить частоту экспонирования художественного произведения или упоминания его в письменных источниках, оценив тем самым его значимость и популярность, но и проанализировать состав выставок, подготовить список предметов, опубликованных в той или иной искусствоведческой статье или же упомянутых в архивных документах. При увеличении количества введенных документов появляется возможность проводить исследования не только творчества художников, но и художественных критиков, что является одной из задач искусствоведения.
Как уже было заявлено, информация об авторах в художественных музеях имеет одно из первостепенных значений. В новой версии АС МУЗЕЙ появилась возможность хранить не только по несколько изображений одного музейного предмета, но и фотопортреты самих авторов – тоже несколько в одной папке. В этой связи расширяется круг возможностей в оформлении и публикации каталогов и научных статей, как на физических, так и электронных носителях, а также в обмене информацией между музеями и идентификации авторства.
Сведения об авторах в новой версии имеют структурированную организацию. Четкая структура, однако, требует введения дополнительной информации. В частности, сведения о наградах и званиях должны быть дополнены классификацией их типов и уровней, а также названием организации, их присудившей. Как видится, подобный справочник должен быть единым для всех художественных музеев, а также музеев другого профиля, имеющих в составе своих фондов изобразительные коллекции.
Электронная база данных, формируемая на основе программы АС МУЗЕЙ-3, на данный момент является мощным фактором стимулирования и активизации всех форм деятельности музея, а привлечение дополнительной информации, не отраженной в основных учетных документах крайне, необходима для повседневной музейной работы.
С использованием электронных технологий открылись новые аспекты применения накопленных сведений. Но, как часто бывает, новые возможности обуславливают новые потребности. Поэтому уже сейчас, на стадии освоения новой программы, в процессе работы с ней происходит осознание уже самими сотрудниками музея, что же все-таки необходимо музейщикам. Перспективы дальнейшего развития системы АС МУЗЕЙ видятся в еще большем взаимодействии ее полей. Например, есть необходимость в информационном обмене между электронной карточкой научного паспорта предмета и авторской карточкой в разделах, касающихся публикации предмета и ее отражения в библиографии автора, использования предмета на выставке и участия на ней автора. Сведения об авторах должны быть также взаимосвязаны между собой с целью получения производной информации о числе художников, работающих в одной области искусства, проживающих на одной территории, имеющих одинаковое звание и т.д.
Таким образом, формируемые с помощью третьей версии АС МУЗЕЙ информационные ресурсы непосредственным образом могут влиять на эффективность научно-исследовательской работы, а последняя, в свою очередь, - направлять развитие учетно-информационных систем.


Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2003. Хостинг АртИнфо