EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


Образовательные Интернет-ресурсы России: Какие они?


Шлыкова Ольга Владимировна
Профессор кафедры виртуальных коммуникаций
Московский государственный университет культуры и искусств
Адрес: Россия, 141400, Москва, Химки-6, ул.Библиотечная,7
Тел.: (095) 409-86-75
Факс: (095) 570-04-00
E-mail: olgashlykova@yandex.ru
http://msuc.edu.ru

Содержание :

Виртуальное образовательное пространство представляет собой динамичную саморазвивающуюся мегасистему разноуровневых, много и межпредметных содержательных взаимовлияний и взаимодействий участников образовательного процесса. По авторитетным данным социологов Сети, в России Интернет как компьютерная сеть Образования, науки и культуры стала развиваться в России с 1993-1994 г. За этот период созданы ресурсы, позволяющие судить о текущем состоянии данного направления. Не затрагивая вопросы качества ресурсов, т.к. это наиболее уязвимая и дискуссионная проблема, выводящая на смежные проблемы непотребления информации (например, почему подавляющее большинство электронных продуктов непригодны в школе, или другой вопрос -если из 6,6 млн. российских пользователей Сети только 25 % используют образовательные ресурсы, оправданы ли затраты на из создание и т.д.), остановимся лишь на общих направлениях, по которым развивается образовательная часть Интернет. Обращение к поисковым системам сети показывает, что в настоящее время в России существует множество образовательных ресурсов и их каталогов. Только по данным Yandex Результат поиска выдает 1511 страниц не менее 143 серверов, Rambler – 4695 сайтов. При этом статистика слов и запросов за месяц представлена следующим образом: Статистика слов: каталоги: 13947222, образовательных: 1459806, ресурсов: 12304373 Запросов за месяц: каталоги: 70757, образовательных: 5455, ресурсов: 29939 Беглый просмотр представленных ресурсов позволяет заключить, что создателями каталогов по-разному понимаются сами образовательные ресурсы, а также назначение каталогов (каталог для педагога, каталог для обучаемого, для образовательных учреждений и приобретения изданий, каталог как результат образовательной деятельности обучаемых и т.д.). Соответственно и наполнение каталогов и их представление в сети очень разнообразно. Поскольку нет четких критериев относительно того, каким должен быть каталог образовательных ресурсов, то их составители исходят из чисто субъективно сформулированных методических приемов и инструментов их создания. Исходя из нашей субъективной логики условно российские образовательные интернет-ресурсы можно классифицировать в зависимости: 1. от целевого и пользовательского назначения, 2. от формы издания отражаемых ресурсов 3. от системы образования (школьное образование, вузовское, послевузовское – аспирантура, докторантура, дополнительное- для различных форм повышения квалификации, для самообразования детей и взрослых и др.), 4. от форм обучения (дистанционные формы обучения, в помощь аудиторным занятиям, подготовка самостоятельных заданий – рефератов, внекласссные формы – конкурсы, олимпиады, тесты – для подготовительных ступеней подготовки). 1. Каталоги образовательных ресурсов в зависимости от целевого назначения размещены: а) на сайтах, имеющих территориально-административную ведомственную принадлежность к образованию - сайты официальных структур, академических и образовательных учреждений по всем их ступеням обучения: начальному, среднему, средне специальному профессиональному, вузовскому, системе дополнительного образования, непрерывного профессионального образования и т.п. ПРИМЕРЫ: Наиболее информативным и содержательным является сайт Гос НИИ информационных технологий и телекоммуникаций (Центр "Информика"), охватывающий сведения о Министерстве общего и профессионального образования России (http://www.informika.ru). На нем размещены ресурсы, определяющие образовательную политику страны, в т.ч. справочники и базы данных для системы общего среднего, начального и специального образования, системы дополнительного образования в целом. Хотя сам каталог ресурсов находится на третьем уровне и «теряется» среди информации о школах, прессе, учреждениях и организациях, документах в обл. образования и т.д. Столичная система образования отражена на сервере Московского комитета по образованию (http://www. educom.ru ) и представляет каталог обучающих программ на CD-ROM ведущих компаний "КлиоСофт", "МедиаХауз", "Кирилл и Мефодий", "Физикон", "1С" и др. по следующим предметам: иностранные языки, физика, история, русский язык, химия, биология, математика и др. На сайте Ресурсы WWW по образовательным программам (http://www.history.ru/progr.htm) можно получить сведения, содержащие полное библиографическое описание бесплатных обучающих программ с краткой их аннотацией, отзывами пользователей на издание, пресс-релизами, наградами, а также статьями и рецензиями. http://www.Allbest.ru Союз образовательных сайтов - ведущий раздел проекта Allbest.ru. В основу его создания была положена идея объединения наиболее содержательных и интересных образовательных, научных и информационных ресурсов в союз, который будет способствовать их развитию. Сайт содержит каталог образовательных ресурсов, коллекцию обучающих программ, материалы по аттестации учителя, директора и др. Большое количество сайтов создано научно-исследовательскими институтами РАО, региональными Управлениями образования, вузов и др., которые в значительной степени рассчитаны на представительство в Сети и рекламу учреждения, нежели создание основательных каталогов и баз данных в помощь учебному процессу. Значительное число ресурсов составляют «летучие» ресурсы, возникающие как глобальные проекты, стимулируемые по началу рекламой, фондами и т.д., создаваемые профессионалами и просто любителями, но постепенно гаснушие и «пылящиеся по полках Сети». б) на сайтах конкретных издательств, специализирующихся на выпуске литературы по образованию, сайтах периодических изданий данного профиля, а также компаний, занимающихся разработкой конкретных образовательных программ (сред) и электронных образовательных ресурсов, центров обучения. ПРИМЕРЫ компаний: Республиканский центр мультимедиа и телекоммуникаций в образовании (РЦ МТО) http://www.mto.ru Одна из важнейших задач Центра - работа по созданию телекоммуникационной системы "Российский учебник", в основе которой лежит создание электронного каталога учебных изданий. В нем представлена информация более чем о 10 000 учебных изданий по общеобразовательным учебным программам. Каталог содержит сведения об издательствах и распространителях учебной литературы. CD-ROM издательство "Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение" (http://www.mmtech.ru) уже более 7 лет специализируется в создании мультимедийных обучающих программ. Компания Гиперметод (http://www.hypermethod.ru) НИИ автоматизированных систем конструирования (http://www.prometeus.ru) ПРИМЕРЫ издательств: http://www.biblio-globus.ru Одна из лучших книготорговых фирм, предлагает комплектование в on-line большого перечня учебных и развивающих изданий, представленных на различных видах носителей информации. ПРИМЕРЫ прессы: Сайт "Учительская газета" (http://www.ug.ru). На данном сервере поддерживается каталог многочисленных образовательных ресурсов в разделе “Образование”, которое распределено по 5 тематическим рубрикам: ресурсы, организации, отраслевая пресса, учебные заведения, управление образованием. Многочисленные ссылки структурированы по алфавиту, в отделе “управление образованием” собраны “линки» министерств и департаментов образования в мире. в) на сайтах любой организации, непосредственно выполняющих образовательные задачи, обучение пользователей конкретной теме и располагающих соответствующие образовательные ресурсы http://www.cir.ru - универсальная информационная система России, которая представляет собой базу электронных ресурсов для учебных программ и исследовательских проектов в области социоально-гуманитарных наук: нормативные документы федерального уровня, СМИ, научные издания МГУ, доклады исследовательских центров. Это интегрированный ресурс, поддерживаемый НИВЦ МГУ и Центром информационных исследований. http://www.ido.ru - Ин-т дистанционного образования Московского гос. ун-та экономики, статистики и информатики перемещенный на URL:www.mesi.ru http://www.unicor.ac.ru – корпорация “Университетские сети знаний” (УНИКОР”) http://www.scph.mipt.ru/OpenCollege/index.htm – открытый колледж дистанционного образования (проект компании “Физикон”) http://navigator.gramota.ru/ Справочно-информационный портал "Русский язык" создан в июне 2000 г. по рекомендации Комиссии "Русский язык в СМИ" Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации и функционирует при поддержке М-ва РФ по делам печати, радиовещания и средств массовых коммуникаций Комплексные работы по поддержанию и дальнейшему развитию портала "Русский язык" ведет "Бюро социальных мультимедийных программ "ЭЛЕКС-Альфа". На сайте большое количество ссылок на ресурсы, посвященных русскому языку. ссылка на сайт Дистанционная школа «Урок» http://urok.hut.ru/ г) благотворительные и общественные организации, Ассоциации и фонды, оказывающие поддержку системе образования, сетевые проекты, конкурсы, гранты. ПРИМЕРЫ: Особую группу составляют сайты, спонсируемые различными фондами. Школьный сектор общественной организации РЕЛАРН (www.school-sector.ru), созданной при Российском НИИ развития общественных связей, Российская Академия Интернета (с декабря 1999 г. www.nagrada.ru), Федерация Интернет-Образования (www.fio.ru с марта 2000 г.), ИОО Дж.Сороса (www.osi.ru), "Project Harmony, Ink."(www.project-harmony.ru), Фонд Сороса задался целью объединить созданные при его участии интернет-ресурсы в единый информационно-образовательный портал http://www.auditorium.ru, охватывающий все стороны образовательной и исследовательской деятельности в сфере общественных и гуманитарных наук. Портал задуман как своего рода открытый клуб гуманитариев. К сожалению, и на столь авторитетном портале (занимающем 173 позицию в перечне Яндекса) в разделе «каталог» нет пояснительной записки, в которой были бы обоснованы методические решения составителя: критерии отбора представленного материала, хронологические рамки включенных в каталог изданий и др. Вместе с тем, материал достаточно хорошо структурирован: Есть разделы – высшее образование (350 ссылок), среднее образование (190). Выделены разделы Интернет-ресурсы по гуманитарным дисциплинам, Обучение и тестирование. В ряде аннотаций указана организация, обладающая собственностью на данный продукт, дана содержательная характеристика аннотируемого издания. Российская образовательная телекоммуникационная сеть "REDLINE" ("Russian EDucational LINE", или "Российская образовательная линия") http://www.redline. ru/e&i/index.htm, с 29 июня 1994 года основной сферой деятельности этой организации является сбор, анализ и обработка информации в области образования, а также производство баз данных образовательных продуктов. Проект реализуется совместно с Министерством образования России и "Учительской газетой" и финансируется Агентством правительства США по международному развитию и американским Фондом "Евразия". Информационно-педагогический банк данных представлен по адресу:http://edu.redline.ru. В данной базе представлены авторские программы педагогов-новаторов. Поиск в базе можно осуществлять по алфавиту авторов, по авторским курсам, разработкам; по активным методам обучения; аспектам педагогической мысли и др. д) сайты библиотек и информационных учреждений, библиографирующих образовательные ресурсы - каталоги образовательных ресурсов Центра ПИК Министерства культуры РФ - базы данных Информрегистра http:// www.informregisrt.ru - База данных по педагогике ИНИОН –http:// www.inion.ru - Педагогическая библиотека им.Ушинского –http:// www.gnpbu.ru - аннотированный каталог образовательных ресурсов е) сайты организаций и структур, которые наряду с социокультурной, коммерческой или другой целью выполняют и просветительные, образовательные функции (например, энциклопедии на страницах компании "Кирилл и Мефодий"(www.km.ru), музеи («виртуальные экскурсии» по дарвиновскому музею т.д.), компании, которые имеют в своей структуре учебные центры, ориентированные на систему дополнительного и непрерывного образования сотрудников (Учебный центр Артемия Лебедева) и др. 2 Каталоги образовательных ресурсов в зависимости от формы издания отражаемых ресурсов - каталог печатных учебных изданий, размещаемых в сети (упомянутый сайт Республиканский центр мультимедиа и телекоммуникаций в образовании (РЦ МТО) http://www.mto.ru) - каталог CD-ROM ов образовательной тематики (сервер Московского комитета по образованию (http://www. educom.ru ) - каталог сетевых образовательных ресурсов (количество такого рода каталогов доминирует среди каталогов образовательных ресурсов) - Каталог ссылок на образовательные ресурсы http:// www.alledu.ru «Все образование в Интернет» Около 5000 адресов ресурсов; http:// www.school.mos.ru - коллекция ссылок на ресурсы Сети. Ссылки по темам: школьные предметы всех классов; досуг подростков; ПО. - 3. Каталоги образовательных ресурсов Интернет в зависимости от системы образования (школьное образование, вузовское, послевузовское – аспирантура, докторантура, дополнительное- для различных форм повышения квалификации, для самообразования детей и взрослых и др.) и жанров учебных изданий.  Электронные учебники и электронные тренажеры (http://www.iro.yar.ru:8101/ resource/distant/ russian_language/ index3.htm; Из методической коллекции школы № 57. Статья Н. А. Шапиро. Образцы упражнений, примеры заданий http://www.sch57.msk.ru:8101/collect/ shapiro1.htm;Секреты методики написания сочинений, снабженные примерами и материалами для самостоятельной подготовки (на сайте "Репетитор") http://www.repetitor.org/ composition.html),  контролирующие среды (http://www.toefl.ru; http:// www.lang.ru),  электронные пособия (http:// www.dad.udmet.ru - Учебные пособия для соискателей ученых степеней),  творческие среды-проекты (http://ssp.ioso.ru/balada/masterskaya.p.html -литературно-творческий сайт «Сам себе писатель»: включает литературные тексты, толковый словарь, видеосалон), программы-конструкторы, Комбинированные издания. http://botik.ru/~ skorodum/vmc/index.htm - адрес Виртуальных методических объединений. 4. В зависимости от форм обучения (дистанционные формы обучения, в помощь аудиторным занятиям, рефераты, внекласссные формы – конкурсы, олимпиады, тесты – для подготовительных ступеней подготовки). http://www.openet.ru – российский портал открытого образования ИОО. Содержит электронные публикации по проблемам образования http://www.socionet.ru - единое информационное пространство для специалистов по общественным наукам http://virtlab. ioso.ru – особенно полезен сайт учителям иностранных языков http://referat.ricor.ru/ Коллекция рефератов, курсовых и дипломных работ, докладов и диссертаций, сочинений и шпаргалок, а также других студенческих и школьных работ, именуемые в дальнейшем РЕФЕРАТЫ. http://www.ht.ru На сайте Центра тестирования "Гуманитарные технологии" МГУ содержится информация о компьютерных тестах и услугах по тестированию с использованием Интернет. Есть бесплатный раздел "Психоигротека". Особое место на сайте занимает информация о всероссийской дистанционной олимпиаде "Телетестинг" - с образцами программ и заданий, рейтингом победителей прошлых олимпиад, условиями участия в новой Олимпиаде. http://rostest.runnet.ru/ образовательный сервер тестирования . База данных содержит 450 тестовых заданий 1999 г. Авторские права на содержание тестовых заданий принадлежат коллективам преподавателей-разработчиков предметных тестов и Центру тестирования. Авторские права на INTERNET-версию тестовых заданий, включая графическое оформление, содержание решений и комментариев принадлежат коллективам преподавателей СПбГИТМО и СПбГМУ. Авторские права на программное обеспечение сервера принадлежит группе программистов Вузтелекомцентра Аппаратное, программное и методическое обеспечение данного сервера реализуется совместными усилиями Федеральной компьютерной сети RUNNET, Центром тестирования при Минобразования РФ и Санкт-Петербургским государственным институтом точной механики и оптики (техническим университетом) при поддержке Министерства образования Российской Федерации. В первую очередь данный проект адресован школьникам, учащимся гимназий, лицеев, колледжей, всем желающим проверить уровень своих знаний и оценить свои возможности для получения соответствующего сертификата. Хронологические рамки учета сервера тестирования говорят о том, что часть образовательных ресурсов находится в статичном состоянии. Проект, выполненный в 1999 г. например при финансировании какого-либо фонда, после окончания срока действия проекта или в результате прекращения финансирования, остается в законсервированном состоянии. http://www.career.ru Первый профориентационный сайт России департамента профориентации - "Профориентация, Образование, Занятость". Предлагается описания различных профессий (более 700), словарь профориентационных терминов, информацию о высших учебных заведениях России (около 800), профориентационное тестирование: на основе анализа Ваших интересов, склонностей, предпочтений и способностей определение наиболее подходящих для Вас профессий и учебных специальностей (с указанием учебных заведений - колледжей, техникумов, институтов, университетов и академий, где Вы можете получить то, или иное образование), профориентационный чат. http:// www.thinkQuest.ru – всемирный конкурс сайтов, созданных группами школьников. В России его представляет фонд "Гармония" – американская некоммерческая организация. Центр дистанционного обучения "Эйдос"http:// www.eidos.techno.ru взаимодействует с институтом, проводит с учителями и учениками сетевые проекты и конкурсы. Наряду с каталогами, создаваемыми авторитетными академическими организациями, библиотеками и структурами, значительное количество каталогов создается по инициативе педагогов, энтузиастов, просто школьниками или любителями. Например: Идея создания также самопополняющегося путеводителя "Образовательные проекты школьного Рунета", в котором бы собиралась информация о межшкольных циклических или продолжающихся образовательных проектах, активно развивается Поповым Михаилом Вячеславовичем, заместителем директора Многопрофильного лицея пос. Коммунарка Московской области. Род его руководством создан список-коллекция "Российское школьное образование в Интернете (www.lyceum.edu.ru/links), который «широко известен в узких кругах", в т.ч. и по поисковым системам. Он список снабжен системой автоматизированного пополнения, так что всякий желающий может добавить туда ресурс сам, вне зависимости от авторства. Рубрикация по школьным предметам, ранее она была представлена только по географическому признаку (172 московской школы). Рейтинг сайтов образовательных ресурсов – явление еще более субъективное и слабо прогнозируемое. По результатам конкурса, проводимого ежегодно с 2000 г. Российской Интернет Академией, победителями в номинации «Образование и наука» стали: 2000 г - http://www.examen.ru; 2001 г. - http://www.career.ru; 2002 г. - http://www.rubrikon.ru По данным опроса, проводимого ИОО:  Наиболее известным является образовательный сайт Bankreferatov.ru - о нем осведомлены около 70% студентов/аспирантов и более половины профессорско-преподавательского состава (ППС).  Довольно известным является сайт Students.ru - о нем знают 62% опрошенных студентов/аспирантов и 43% ППС.  Сайт Министерства образования Informika.ru более известен ППС, чем студентам или аспирантам (48% против 24% соответственно). Совершенно очевидно, что не все ниши образовательного Интернет-пространства заполнены равномерно, отсутствует стандарты по учету, библиографическому описанию и регистрации образовательных ресурсов, соотносимые с соответствующими международными стандартами. Назрела потребность в проведении комплексного исследования состояния образовательных ресурсов России и выработке политики их дальнейшего развития и разумной интеграции.


Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо