EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


Библиотека - компьютер - интернет: проблемы информатизации публичных библиотек Центральной и Восточной Европы


Илларионова Наталья Филипповна
Старший преподаватель кафедры библиотековедения и библиографии
Орловский государственный институт искусств и культуры
Адрес: Орел, ул. Лескова, 15
Тел.: (0862) 77-51-64
E-mail: orart@orel.ru

Содержание :

Илларионова Н.Ф.
Ст. преподаватель кафедры
библиотековедения и библиографии
Орловского государственного
института искусств и культуры



Библиотека.- Компьютер. - Интернет: проблемы информатизации публичных библиотек стран Центральной и Восточной Европы.


Важнейшей задачей публичных библиотек в современном мире является обеспечение доступа к информации самых широких слоев населения.
В последнее десятилетие произошла эволюция социальной роли библиотек, к традиционным задачам просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к национальным и мировым информационным сетям и банкам данных.
Все более активное использование в 90-х годах ХХ века удаленных источников информации привело к созданию новой информационной инфраструктуры, в которой библиотеке отведена роль посредника меежду информационными ресурсами и пользователями. Эти причи ны , а также новые средства фиксации и передачи информации обусловили серьезные изменения в информационной деятельности библиотек.
Начавшееся на Западе еще в 60- 70-е годы внедрение ЭВМ в информационную деятельность библиотек, в 80-е гг. дало мощный импульс аналогичным процессам в СССР и других европейских социалистических странах.
Известно, что на этапе первоначального освоения автоматизации в выше упомянутых странах, она коснулась прежде всего национальных, крупнейших отраслевых библиотек и информационных центров и осуществлялась на основе общих подходов и принципов. Место и роль пу бличных библиотек в процессах автоматизации в тот период почти не определялись.
В 90-е годы ситуация кардинально изменилась. Несмотря на общие подходы к автоматизации библиотек в начале пути, продолжение этого процесса в последние десять лет в восточно-европейских странах значительно отличается от нашего не только по темпам, а и в принципиальных решениях,и в отношении к нему со стороны государства.
Именно поэтому опыт информатизации библиотечного дела в этих странах является уникальным, а его изучение представляет несомненный интерес для библиотечного сообщества России.
На рубеже веков было усилено внимание общества к публичным библиотекам, переосмыслены их роль и место в системе информатизации библиотечного дела. Важность для нас уроков реформирования библиотечного дела посткоммунистических стран Восточной Европы проистекает из того очевидного факта, что все другие варианты модернизации на наши особенности никак не накладываются.
Радикальные политические реформы и переход к рыночной экономике в конце 80-х начале 90-х годов ХХ в. в странах Восточной Европы оказали существенное и, часто негативное, влияние на развитие библиотечного дела в этих странах.
Кризисные явления прежде всего коснулись сети публичных библиотек. Произошла ломка системы управления и финансирования библиотек, обслуживающих широкие круги населения.
В Болгарии, Польше, Чехии и Словакии в условиях перехода к рыночной экономике публичные библиотеки были переданы в ведение местных органов самоуправления.
Новые законы усилили полномочия и ответственность этих органов за содержание и финансирование библиотек, находящихся в их ведении.
Местные органы власти, столкнувшись с широким спектром неотложных проблем, недооценивали значение библиотечного обслуживания, поэтому библиотекам в своих округах пришлось бороться за общественные средства с другими социальными программами и иными приоритетными проектами.
Следствием этого стало сокращение числа публичных библиотек, недостаточное их финансирование, были также приостановлены работы по их автоматизации. Более того, при оценке состояния публичных библиотек Чехии и Словакии британские эксперты отметили отставание процесса их компьютеризации.
Несмотря на трудности периода первой половины 90-х годов, демократическое обновление и модернизация публичных библиотек посткоммунистических стран Центральной и Восточной Европы на базе компьютеризации и Интернет продолжается.
Публичные библиотеки, которые еще недавно давали информацию о литературе и удовлетворяли информационные потребности читателей с помощью традиционных книжных фондов, каталогов и картотек, постепенно с помощью новых информационных технологий становятся современными информационными центрами.
Примером тому может служить процесс информатизации общества в Чешской республике (ЧР), ставшей в 1993 г. суверенным государством.
Даже на начальном этапе в 1992-1995 годах ежегодно в Чехии появлялось не менее 50 публичных библиотек, где создавались автоматизированные библиотечные системы.
В Чешской республике создана самая густая в Европе сеть публичных библиотек. По данным 1997 г. в ней 6245 библиотек, если учесть, что на территории 6244 общины, значит в каждом населенном пункте (городе, поселке, селе) работает публичная библиотека, предоставляющая своим пользователям информацию.
Публичные библиотеки создали электронные каталоги и базы данных, фонд региональной печати, собирают социальную информацию фактографического характера, сведения об известных людях и событиях в регионе.
Региональные аспекты информационной деятельности являются очень важным фактором развития системы публичных библиотек Чехии.
В процессе формирования новой информационной политики в ЧР публичные библиотеки стали рассматриваться как учреждения, где могут быть созданы местные информационные центры, предоставляющие информационные услуги, доступ к документам и базам данных других библиотек и учреждений, а также выход в ИНТЕРНЕТ.
В этот период стало явным отставание технического обеспечения публичных библиотек в маленьких городах и общинах, которые должны были гарантировать доступность информационных сетей для всех групп населения.
Новые технологии использовались в основном во внутренней работе, созданные информационные продукты не были ориентированы на пользователя, был низок уровень взаимной кооперации. Библиотеки не имели достаточных средств на покупку современной компьютерной техники и программного обеспечения.
С 1997 г. Министерство ЧР начало реализацию грантовой программы RISK (Развитие информатизации сети библиотек). С помощью этой программы в 1997 г. и 1999 г. значительная часть областных, городских и общинных библиотек получили возможность приобретения новой техники и выхода в ИНТЕРНЕТ.
На осуществление проектов, подготовленных публичными библиотеками страны, только за 2 года было израсходовано 96 миллионов крон.
Некоторые муниципальные органы власти, являющиеся учредителями общинных (сельских) библиотек, в 1999 г. смогли использовать возможности «Программы обновления деревни». Они представили в Министерство местного развития свои программы создания на базе общинных библиотек на селе современных информационных центров.
Это – признание того, что для местной власти публичная библиотека становится хорошим партнером в процессе информатизации чешской деревни.
С 2000 года процесс информатизации публичных библиотек развивается также и на основе Закона « О свободном доступе к информации», в котором публичные библиотеки определены в качестве обязательных субъектов получения официальной информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Это создало необходимые условия для осуществления ими функций центра правовой информации.
Самые широкие возможности для публичных библиотек открыл ИНТЕРНЕТ. Количество библиотек, имеющих выход во всемирную информационную сеть, в Чехии быстро растет.
Использование публичными библиотеками ИНТЕРНЕТ ставит в равные условия и крупные публичные библиотеки и небольшие общинные в деревне, имеющие слабую информационную базу.
Пока далеко не все пользователи могут иметь выход в ИНТЕРНЕТ у себя дома, публичные библиотеки являются таким общедоступным демократическим учреждением, которое дает свободный доступ к мировому информационному пространству.
В последние годы сотрудники Национальной библиотеки ЧР дважды проводили исследования на тему «Публичные библиотеки и ИНТЕРНЕТ».
На первом этапе изучения этого вопроса (1997 г.) ими были получены данные о количестве публичных библиотек, имеющих доступ к ИНТЕРНЕТ и об основных направлениях использования всемирной информационной сети в библиотеках.
Всего в этот период были выявлены сведения о более чем 200 библиотеках, большинство из них имело свои электронные страницы, на которых можно было найти не только информацию о самой библиотеке, но и о регионе, в котором она находится. Кроме того, можно было получить доступ к электронному каталогу и другим базам данных библиотеки. В основном ИНТЕРНЕТ используется и библиотекарями и пользователями для поиска информации и копирования данных и документов.
ИНТЕРНЕТ – это также средство связи между библиотеками. Особым направлением в работе ИНТЕРНЕТ является корпоративная каталогизация, т.е. получение данных из других библиотек на уже обработанные документы.
В тех библиотеках, где есть ИНТЕРНЕ - центры, пользователю, например, может быть доступна информация по предпринимательству, туристическому бизнесу, местные указы, законодательные акты и материалы Европейского Союза.
С помощью электронной версии вопросника, разосланного в 200 библиотек, сотрудниками Национальной библиотеки проводилось исследование проблем формирования цен и системы оплаты библиотечных и информационных услуг, предоставляемых чешскими библиотеками. Анализ ответов показал рост числа и многообразие услуг, осуществляемых с помощью новых информационных технологий. Этот метод использования ИНТЕРНЕТ помог оперативно получить нужную информацию и показать современное состояние актуального направления деятельности библиотек.
Для подтверждения возможности успешного функционирования публичных библиотек в качестве информационных центров в своих городах был проведен сравнительный анализ 10 пунктов Рекомендаций ИФЛА для публичных библиотек и некоторых направлений информационной деятельности 20 чешских областных, районных и городских публичных библиотек.
Речь шла о создании электронных информационных ресурсов, в том числе регионального характера, о связях и обмене информацией с другими информационными учреждениями, музеями и архивами, о консультационной и координационной работе, о работе с пользователями, имеющими ограниченные возможности в получении информации. По оценке библиотечного сообщества Чешской республики динамика перехода публичных библиотек к новым информационным технологиям достаточно высока, что позволит и будущем Чехии, а возможно и другим восточно-европейским странам использовать библиотеку в качестве учреждения, предоставляющего любому человеку точный ответ на его вопрос.
Нынешнее время дает публичным библиотекам такой шанс и очень много будет зависеть и от сотрудников библиотек, и от их учредителей, и от центральной государственной власти.
Библиотеки сами должны отстаивать свои позиции в обществе и предлагать такие виды услуг, которые будут востребованы пользователями. Особенное внимание должно быть обращено на кооперативные связи с библиотеками разных типов, соединенными средствами новой информационной технологии.
Доступность новых информационных технологий, в частности и ИНТЕРНЕТ, населению городов и сел восточно-европейских стран является частью государственной информационной политики и стратегией деятельности Министерств культуры этих стран.
В процессе реализации этой программы предполагается решить целый комплекс проблем законодательного, финансового и организационного характера.
В задачи государства входит ясное определение своего отношения к роли публичных библиотек и создание законодательных условий для многоканального финансирования библиотек, в котором предусматривается участие учредителей на разных уровнях (община, район, область, Центральные органы государственного управления). Очень важно также обеспечение прозрачности финансовых потоков и ответственности учредителей.
Решение этих проблем должно основываться на принятии нового библиотечного закона, (а он принят не во всех европейских посткоммунистических странах) в котором необходимо наличие четко сформулированных положений о порядке финансирования публичных библиотек.
Будущее публичных библиотек представляется следующим образом: государство как собственник этих фондов, обязано их систематически пополнять, гарантировать библиотекам скидку при покупке изданий, обеспечивать координационные и кооперативные связи между библиотеками, а также выделение средств на технологическую модернизацию.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять библиотеке соответствующие помещения, оплачивать отопление, освещение, оснащать необходимой техникой и оборудованием, предоставлять денежные ресурсы на зарплату.
Несмотря на трудности, процесс демократического обновления и компьютеризации публичных библиотек продолжается.
Ведущими его направлениями являются перестройка сети библиотек, внедрение новых информационных технологий и маркетинга, обеспечение их высококвалифицированными специалистами, а также финансовая поддержка всех этих процессов.
Многое будет зависеть от политической стабильности и экономического процветания всего общества.


Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо